Акции IT-компаний сильно переоценены. Как правильно проводить их анализ
Фундаментальный анализ — один из основных способ, с помощью которого инвесторы оценивают акции перед покупкой. Но насколько он применим к технологическим компаниям с их непредсказуемой волатильностью? Разбираемся в этом вместе с генеральным директором NZT Rusfond Игорем Шимко, автором блога «ФинОснова» и соавтором налогового проекта ndfl.guru Александрой Янковской, а также автором телеграм-канала про инвестиции Ренатом Валеевым.
Технологический сектор включает в себя компании, которые производят гаджеты, разрабатывают софт, передают данные и устраивают потоковые трансляции, поставляют полупроводники и создают облачные хранилища. И если компании традиционного уклада обычно оценивают по финансовым и производственным показателям, а также мультипликаторам, то с технологическими компаниями такой подход может не всегда работать.
Акции IT-компаний могут то резко вырасти в цене, то упасть. Это может быть оторвано от реальности и не связано с состоянием самого бизнеса. Александра Янковская также отмечает, что технологические компании часто не платят дивиденды, а излишки прибыли направляют на выкуп собственных акций, что еще больше раздувает стоимость компании на бирже.
Игорь Шимко считает, что фундаментальный анализ можно использовать всегда: «Фундаментальный анализ применим к любому бизнесу. Это набор методов, с помощью которых инвестор может прогнозировать рыночную стоимость акций. Эти методы основаны на анализе финансовых и производственных показателей. А если компания только недавно начала работать, то в ход идут прогнозные расчеты. В итоге, единственный случай, когда применить фундаментальный анализ невозможно — это вообще отсутствие данных о бизнесе».
Даже если фундаментальный анализ можно использовать применительно к любому бизнесу, это еще не значит, что он будет полезен. Ренат Валеев считает, что есть много случаев, когда данный подход может не работать: «В основе фундаментального анализа лежит поиск справедливой стоимости акций. Справедливая стоимость — понятие субъективное. Она опирается на оценку будущих показателей компании».
По его словам, в акциях технологических компаний будущее играет определяющую роль, потому что технологии связаны с будущим. И если справедливая стоимость — понятие абстрактное и размытое, то цена — конкретное. В долгосрочном периоде цена акций «техов», конечно, стремится к справедливой стоимости. Но в краткосрочном периоде может отклоняться от справедливой стоимости на огромные величины.
Игорь Шимко предлагает рассмотреть для примера три технологические компании, и примерно оценить, насколько их цена на бирже соответствует бизнесу и перспективам:
Tesla — после того, как достигла больших масштабов производства, наконец стала получать прибыль и положительный денежный поток от продажи автомобилей. Рынки ждут роста продаж, запуска гигафабрик с батареями и продажи этих батарей помимо самих машин. Мультипликаторы компании очень высоки и нацелены на успех в этих проектах.
Netflix — последние четыре года получает прибыль, что видно из отчетов, и только сейчас, в 2020 году, появился свободный денежный поток. Бизнес не так дорого оценен, как другие компании. Но все же стоит понимать, что у аудитории, покупающей платные подписки на сериалы, есть свой лимит, и он, возможно, ближе чем кажется.
«Яндекс» — стабильно получает прибыль от своего поискового бизнеса и направляет ее на новые разработки. «Яндекс» так же стремительно дорожает, как и предыдущие две компании.
Сложности при работе с подобными компаниями возникают не столько в вопросе того, применим ли к ним фундаментальный анализ. Сложнее понять, как сильно и как долго еще будет расти компания. Сегодня инвесторы на бирже могут оценить бизнес так, как будто он еще 10 лет будет расти такими же темпами, а потом еще и начнет давать хорошие регулярные выплаты дивидендов. Но таких гарантий никто не дает.
Как инвестору оценить технологические компании
«Каждый коммерческий проект несет в себе цель — получить прибыль от основной деятельности, — напоминает Игорь Шимко. — Но инвестору нужно обратить внимание не только на прибыль, но и на способность компании генерировать денежные потоки. Ведь эти потоки компания может использовать для того, чтобы платить дивиденды, улучшать и увеличивать бизнес, не привлекая при этом деньги извне».
«С помощью фундаментального анализа также можно сравнить бизнесы из одной отрасли через мультипликаторы. Например, Price/Earnings, PEG Ratio, Price/Sales, Price/Cash Flow, Enterprise Value/EBITDA, Price/Book и так далее, включая даже специфические оценки — сколько стоит 1 мегаватт мощности или сколько приносит продаж 1000 квадратных метров площади магазина. Если бизнес растет быстро и агрессивно, рынок начинает закладывать это в цену акции. И мультипликаторы становятся высокими. Рынок оценивает здесь не прошлые заслуги и сегодняшнюю реальность, а свое видение будущего компании», — говорит Шимко.
«Выбирайте технологическую компанию тщательно, как спутника жизни» — советует Александра Янковская.
Она также советует обратить внимание при оценке технологических компаний на денежный поток: «Для компаний традиционного уклада привычно считать доходы и балансовую стоимость, а самым популярным мультипликатором является P/E. Но в случае с технологичными компаниями на первый план выходит оценка денежных потоков и их динамика».
Вот на что стоит обратить внимание частному инвестору при оценке технологической компании, считает Янковская:
- На каких рынках компания генерируют большую часть выручки;
- Какие есть конкуренты и преимущества перед ними;
- Сколько компания тратит на исследовательские разработки и капитальные вложения;
- Сотрудничает ли она с научными институтами;
- Есть ли у компании экологические, социальные риски или политическая повестка;
- Как повлиял коронавирус на ее бизнес.
При оценке технологической компании также стоит понять, относится ли она к зрелой или к молодой. Дело в том, что для разных категорий инструменты оценки будут немного отличаться, говорит Янковская. Например, технологические компании в стадии экспансии не всегда приносят прибыль, и в таком случае P/E при их оценке использовать бесполезно, как и EPS.
Для зрелых компаний:
- EPS — прибыль на акцию. Чем выше показатель, тем выше рынок оценивает возможный рост выручки компании и будущие прибыли;
- FCFE — свободный денежный поток и его динамика;
- Прогнозный коэффициент роста компании.
Для молодых компаний:
- Динамика роста выручки. Лучше, чтобы она была положительной;
- Если компания приносит убытки, то у них тоже должна быть динамика. Например, как у Tesla;
- FCFE — свободный денежный поток и динамика;
- Прогнозный коэффициент роста компании.
Стоит ли покупать инвестору технологические компании
«На биржах США — NYSE и NASDAQ — постоянно очень высокая волатильность, не только у акций технологического сектора, — предупреждает Игорь Шимко. — Когда вы покупаете бумаги, нужно учитывать, что котировки могут меняться на десятки процентов в течение одной недели или даже дня. Еще один важный момент — не использовать короткую продажу акций. Дорогая компания может быть сначала просто дорогой, потом ультрадорогой, а потом снова вернуться в более дешевый диапазон. Но ваш счет уже будет поврежден или уничтожен сильной просадкой».
Шимко считает, что частному инвестору безусловно имеет смысл добавлять в портфель быстрорастущие технологические компании. Однако, по его словам, не стоит бросаться и покупать их сразу. Стоит попробовать выбрать моменты, когда акции немного снизились в цене. Но причина этого снижения была бы не связана с проблемами в бизнесе. Александра Янковская также советует частными инвесторам аккуратно вести себя с технологическими компаниями и предлагает инвестировать в них с помощью индексных фондов.
Подпишитесь на рассылки «РБК Инвестиции» — важные новости, дивиденды, личные финансы и венчур в удобном формате