IPO, 04 сен 2020, 16:26

В США может появиться новый вид листинга. Что это значит для инвесторов

Биржа NYSE предложила альтернативу IPO — прямой листинг акций, но с возможностью для компаний привлекать капитал. Инвестор и автор портала Long Term Investments Илья Воробьев объясняет суть происходящего процесса
Читать в полной версии
Фото: «РБК Инвестиции»

Акции большинства компаний начинают торговаться на бирже после IPO (Initial Public Offering), или первичного размещения. Для проведения IPO компании делают дополнительный выпуск акций и нанимают инвестиционные банки, которые помогают сформировать спрос среди участников рынка. Отобранные банками инвесторы покупают акции по заданной цене в ходе IPO, а затем могут продать эти акции на бирже по рыночной цене, когда начинаются торги.

Процесс IPO часто критикуют за высокие комиссии, которые берут инвестиционные банки, и непрозрачность распределения акций в ходе IPO. Большую часть акций при первичном размещении обычно получает ограниченный круг крупных клиентов банков, организующих процесс, а остальные инвесторы покупают их по более высокой цене на рынке. Например, в ходе недавнего IPO компании BigCommerce акции были предложены инвесторам на IPO по $24, а торги на бирже открылись по $68. Если бы акции сразу были проданы по рыночной цене, компания могла привлечь дополнительные $400 млн капитала — огромная сумма при годовой выручке $120 млн.

До недавнего времени существовала только одна альтернатива IPO — Direct Listing, или прямой выход на биржу, без участия инвестиционных банков в качестве посредников. Однако этот формат имел ряд ограничений, из-за которых использовался очень редко. Основной барьер заключался в том, что в ходе прямого размещения компании не могли выпускать новые акции и привлекать таким образом финансирование, разрешалась только продажа акций действующими инвесторами. Из-за этого прямое размещение акций могли себе позволить только компании с большим запасом свободных денежных средств, не нуждающиеся в новом капитале. В последние годы всего две крупные компании провели прямое размещение акций на американском рынке — Spotify и Slack.

На прошлой неделе американский регулятор SEC одобрил предложение биржи NYSE изменить правила Direct Listing и разрешить компаниям выпускать в ходе него новые акции. Это позволит сделать прямое размещение более привлекательным для многих компаний — они смогут продавать акции напрямую инвесторам на бирже без участия посредников по более высокой цене и не платить при этом высокие комиссии инвестиционным банкам. Кроме того, такой формат также снимает ограничения для действующих инвесторов, которые сейчас являются стандартом в ходе IPO — обычно им запрещается продавать акции в течение полугода после начала торгов на бирже.

8 самых горячих IPO осени: от соседа Цукерберга до финтех-дочки Alibaba
Airbnb Palantir Technologies IPO

Правда, почти сразу после одобрения новой процедуры Direct Listing регулятор поставил собственное решение на паузу. Это произошло из-за того, что ассоциация Council of Institutional Investors, в которую входят крупные инвестиционные фонды с общими активами $4 трлн, планирует опротестовать решение SEC и сейчас готовит петицию. Члены ассоциации опасаются, что новый процесс листинга на бирже создаст дополнительные риски для инвесторов и приведет к более высокой волатильности на рынке. На время рассмотрения спора, который может затянуться на месяцы, IPO по-прежнему будет почти безальтернативным способом выйти на биржу для большинства компаний.

Если новое регулирование все-таки будет принято, оно станет позитивным для выходящих на биржу компаний и их акционеров, так как дает больше опций для размещения акций и позволяет снизить издержки на этот процесс. Для основной массы частных инвесторов новые правила не будут иметь большого значения — они почти всегда покупают акции, которые уже торгуются на бирже. Однако при покупке акций компаний, которые недавно провели размещение, нужно будет более внимательно следить за действиями старых акционеров — в отличие от IPO, они смогут продавать акции в любое время и тем самым оказывать негативный эффект на котировки.

Несмотря на привлекательность прямого размещения, в ближайшее время IPO, вероятно, останется основным способом для выхода новых компаний на биржу. Дело в том, что каждый год на американском рынке несколько сотен компаний становятся публичными и убедить инвесторов купить акции при таком выборе может быть непростой задачей. Известные компании вроде Airbnb, Palantir или Asana могут сделать это самостоятельно и планируют выйти на биржу путем прямого размещения акций, но большинство эмитентов, скорее всего, продолжит пользоваться услугами инвестиционных банков для организации IPO.

Airbnb отказала главному снобу Уолл-стрит. Он предлагал помощь при IPO
Airbnb Недвижимость IPO Акции

Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»

IPO Акции Стартап Инвестиции
Читайте также