«Образование не будет прежним». Стоит ли инвесторам вкладываться в EdTech
В течение десяти лет инвестиции в EdTech во всем мире набирали обороты: в 2010 году венчурные инвесторы вложили в образовательные технологии $500 млн, а в 2019-м уже в 14 раз больше — $7 млрд. В течение следующих десяти лет, по оценкам HolohIQ, в EdTech будет инвестировано свыше $87 млрд, что почти втрое больше по сравнению с предыдущим десятилетием.
Пандемия спровоцировала резкое увеличение спроса на EdTech-решения и онлайн-образование. Коронавирус стал триггером ускоренного внедрения цифровых технологий в образовательный процесс самых разных уровней, от дошкольного и обязательного школьного образования до повышения квалификации и дополнительного образования для взрослых.
На пике кризиса в середине апреля вирус вызвал закрытие школ в 190 странах, затронув 90% числа учащихся — это почти 1,6 млрд человек. Школьникам пришлось осваивать программу с помощью онлайн-инструментов, заниматься с репетиторами по Zoom, посещать кружки по интересам из дома. Вузовское и дополнительное профессиональное образование временно перешло в онлайн в период самоизоляции, также вырос спрос среди взрослых на онлайн-обучение дополнительным профессиональным компетенциям, soft-skills, языкам и хобби, на которые раньше не хватало времени.
Потенциальный рынок увеличился с вынужденным переносом образования в онлайн, что открыло большие перспективы для роста EdTech-компаний. И это не осталось незамеченным инвесторами.
В условиях пандемии COVID образовательные стартапы привлекли венчурные инвестиции на сумму $4,5 млрд уже в первой половине 2020 года. Как им это удалось, можно узнать на онлайн-конференции РБК Talks 19 ноября. Билеты по ссылке. Наш главный помощник в инвестировании — инновационный смартфон Galaxy Z Fold2.
Учат и зарабатывают: мировые лидеры рынка
В США сегменты среднего и высшего образования уже закрыты компаниями-единорогами, которые начинают конкурировать между собой, интегрируя новые сервисы и высокие технологии (искусственный интеллект, big data, персональные траектории обучения). Самыми заметными сделками этого года стали раунд F от Coursera на $130 млн в июле и серия E компании Masterclass на $100 млн в мае. Coursera планирует в будущем выйти на IPO.
Но крупнейшие сделки 2020 году в образовательном сегменте произошли не в США. На китайский рынок пришлось 40% мировых инвестиций в образовательные стартапы в 2019 году. Инвесторов в первую очередь интересовали решения для школьного образования и изучения английского языка. Крупнейший раунд в сфере EdTech поднял стартап Yuanfudao — он привлек $1 млрд в марте. На втором месте — китайский стартап Zuoebang, получивший $750 млн в июне.
Одним из главных препятствий на пути внедрения дистанционного и дополнительного образования в Китае является отсутствие более чем у 40% школьников и студентов смартфона, ноутбука или планшета, позволяющего заниматься. Об этой и других проблемах EdTech поговорим на онлайн-конференции РБК Talks 19 ноября. Билеты и подробности здесь. Помогает говорить об образовательных технологиях смартфон Galaxy Z Fold2, который превращается в планшет одним движением.
Еще одним лидером по объему привлеченного капитала в EdTech является Индия. Любопытно, но еще два года назад этот сегмент там практически не существовал, а уже в 2019 году индийские EdTech-компании привлекли $1,6 млрд и обогнали США по объему венчурных инвестиций по итогам третьего квартала 2020 года.
С уверенностью можно сказать, что самым большим потенциалом обладают компании, ориентированные на массовый сегмент — самое большое население с затрудненным доступом к образованию на развивающихся рынках. В ближайшее время эксперты ожидают серьезный рост таких проектов в Латинской Америке и Азии.
А что в России?
Пока в мире все говорят об очевидном буме EdTech-компаний и многократном росте венчурных инвестиций в этом сегменте, в глобальной индустрии Россия занимает только около 1%. Но темпы роста рынка достаточно высокие — 20–25% в год. По данным «Интерфакса», по итогам 2020 года российский рынок цифровых образовательных технологий должен достичь ₽55–60 млрд (в сегменте взрослой аудитории), а в условиях пандемии, которая стала своеобразным триггером, может вырасти еще сильнее.
Сейчас 50% рынка EdTech в России — это сегмент дополнительного образования для взрослых, самыми популярными направлениями в котором являются обучение прикладным и digital-профессиям, а также изучение иностранных языков. В обучении digital-профессиям лидируют онлайн-университет Skillbox (оценочная доля рынка 6,5%), GeekBrains и «Нетология-групп» (по 5,3% доли рынка в сегменте). Лидеры языкового обучения — Skyeng (19–21%), Lingualeo (4,3–5%) и PuzzleEnglish (3%).
Пандемия может изменить эту ситуацию. Эти же направления входят в перечень самых привлекательных направлений для инвестиций в российский EdTech: школьное (27%) и дополнительное профессиональное образование (20%), а также языковое (20%) и корпоративное обучение (11%).
Как пандемия повлияла на российские образовательные проекты:
- в 6 раз увеличилась аудитория «Учи.ру» (теперь 3 млн человек в день)
- в 2,5 раза увеличился трафик платформы Skyeng
- в 2 раза выросло число регистраций на курсы платформы «Нетология»
Источники: «Ведомости», comnews.ru.
Очевидно, что 2020 год задал новые отраслевые стандарты роста его игроков. Суммарная выручка участников рейтинга РБК компаний-лидеров EdTech во втором квартале составила ₽6,2 млрд, что на 26,5% больше, чем в предыдущем квартале, и на 87% выше, нежели во втором квартале прошлого года.
Почему EdTech-чуда не произошло?
С началом самоизоляции появилась острая необходимость перевести все образовательные процессы в онлайн. Если говорить о государственном образовании, многие оказались к этому не готовы ни технически, ни методически. Это проблема не только российская — с ней столкнулись во всем мире.
Ряд представителей российского EdTech, в их числе Skyeng, Skillbox, «Нетология» и другие компании, которые представляют продукты ДПО для взрослых, постарались повернуть ситуацию самоизоляции в свою пользу и выбрали стратегию привлечения новой аудитории за счет изменения ценовой политики и запуска бесплатных пробных продуктов и курсов. За период коронакризиса EdTech несомненно привлек большое количество новых пользователей. И взрослые, и школьники были отправлены домой, преподаватели — вынуждены начать работать с онлайн-инструментами. Это и стало главным драйвером развития рынка.
Но вопрос не в том, сколько человек обратило внимание вынужденно или по своей воле на онлайн-образование, а сколько реально останутся в нем и как их монетизировать. Из-за избыточного предложения эти проблемы стали особенно актуальны. Рано или поздно общество вернется к более привычным условиям. Пока EdTech будет представлять тот же самый процесс обучения с одной только разницей, что он проводится онлайн, мы не перенесемся в новую реальность.
В будущем выиграют технологические решения, позволяющие анализировать поведение учащегося в процессе обучения на платформе, прогнозировать его результаты и предлагать индивидуальную образовательную траекторию в соответствии с его поведенческими особенностями работы и усвоения материала.
Пока рынку не хватает компетенций, которые новые образовательные продукты могли бы успешно продавать, внедрять и масштабировать. В частности, потому, что в индустрии EdTech преобладают не предприниматели и изобретатели, а эксперты, ставшие преподавателями. Но и это изменится.
После пандемии образование уже не будет прежним. Отрасль продолжит расти и инвестиции в EdTech в России тоже. Недаром, по данным отчета «Венчурный Барометр 2019», EdTech в последние два года входит в десятку и только поднимается в топ самых привлекательных инвестиционных направлений.
Понравилась колонка? Пообщайся с автором лично на онлайн-конференции РБК Talks, посвященной инвестициям в EdTech. Начало 19 ноября в 19:00, билеты, подробности и список гостей по ссылке. Партнер проекта: инновационный смартфон Galaxy Z Fold2, идеальный в том числе для дистанционного обучения.