«Бум может скоро закончиться». Почему SPAC угрожает судьба доткомов
SPAC-компании уже стали популярнее IPO
«Я знаю больше людей, у которых есть SPAC, чем тех, у кого коронавирус», — говорит финансовый журналист Эндрю Росс Соркин. SPAC (special purpose acquisition company) — это специальные технические компании для слияния, которые торгуются на бирже. У них нет ни активов, ни истории деятельности, ни бизнес-плана — это фактически пустышки. SPAC собирает деньги у инвесторов и обещает заключить сделку с реальной частной компанией.
Компания с реальным бизнесом впоследствии занимает место SPAC на бирже. Благодаря такой процедуре стартапы могут выйти на биржу по упрощенной схеме, минуя процедуру классического IPO. Как правило, SPAC ищет частную компанию около двух лет. Если за это время выгодную сделку найти не удается, SPAC возвращает деньги инвесторам. Одной из самых известных компаний, вышедших на биржу с помощью SPAC, стала космическая фирма Ричарда Брэнсона Virgin Galactic, которая начала торговаться на Нью-Йоркской фондовой бирже в 2019 году.
Сама по себе идея SPAC не нова: механизм выхода на биржу здесь такой же, как с помощью обратного поглощения. Сейчас SPAC — это официально признанная сфера, для которой прописаны строгие правила и ограничения. С каждым годом популярность компаний-пустышек растет — особенно резкий скачок произошел в прошлом году. За 2020 год SPAC привлекли $76 млрд в США, согласно расчетам Financial Times. В IPO за прошлый год вложили $83 млрд. А за 2021 год объем инвестиций в SPAC уже обогнал IPO.
За 2021 год в компании-пустышки уже инвестировали $38,3 млрд, а в IPO — только $19,8 млрд, по данным WSJ. Почти 300 SPAC сейчас ищут стартапы для слияния — особенно в таких горячих секторах, как IT-компании или производители электромобилей. Среднее время, необходимое SPAC для поиска сделки по слиянию, сократилось с 17 месяцев в 2018 году до пяти месяцев в 2020 году.
По правилам Комиссии по ценным бумагам (SEC), акции SPAC размещаются по фиксированной цене в $10. Срок для менеджмента SPAC на поиск и приобретение частной компании — два года с момента IPO (реже — 18 месяцев). Сливаться со связанными со спонсорами компаниями запрещено.
SPAC обязана потратить не менее 80% собранных средств на один актив. Любая сделка должна быть сначала одобрена акционерами. Частные компании, сливающиеся со SPAC, могут конвертировать свои бумаги в акции SPAC в пропорции 1:1. После этого тикер SPAC меняется на тикер новой публичной компании.
Когда SPAC всем надоест?
SPAC-компании находятся на пике популярности в последние годы — но есть мнение, что ажиотаж вокруг них скоро начнет сходить на нет. «Бум SPAC-компаний может скоро закончиться», — предупреждает Нейт Коппикар из инвестиционной фирмы Orso Partner. Безумие SPAC, охватившее рынок, может внезапно завершиться в ближайшие несколько недель, считает аналитик.
Коппикар предупреждает, что оценки SPAC поднимаются до очень высоких уровней из-за низких требований к раскрытию информации. «Когда люди покупают акции SPAC, они часто инвестируют в невероятно переоцененные компании», — сказал Коппикар изданию Institutional Investor. Например, SPAC компания Churchill Capital IV, которая сильно выросла в цене благодаря сделке с производителем электромобилей Lucid Motors, упала на 39% на следующий день после подтверждения слияния.
Эту позицию разделяют даже те, кому удалось хорошо заработать на SPAC. Например, Goldman Sachs. Исполнительный директор банка Дэвид Соломон высказал мнение, что подобная эйфория может быть частью пузыря и что компании-пустышки переоценены. Если этот пузырь лопнет, то в выигрыше смогут остаться лишь немногие крупные инвесторы. А большинство частных, которые позже присоединились к буму SPAC-компаний, понесут большие потери, считает Соломон.
Чем похожи SPAC и доткомы?
Схожесть ситуации SPAC-компаний с преддверием краха доткомов отметил Теренс Каваджа, основатель банка Luma Partners: «Я беспокоюсь о частных инвесторах. Как человек, который заключал сделки на рынке в 1999 году, могу сказать, что сейчас ощущения такие же, как тогда».
Питер Этуотер, основатель консалтинговой фирмы Financial Insyghts, предсказывает компаниям-пустышкам громкое падение. Когда это случится, люди посмотрят на распространение SPAC-компаний так же, как и на самые безумные идеи, которые были на пике пузыря доткомов, говорит Питер.
Профессор INSEAD Ивана Наумовска проводит параллель с ситуацией, наблюдавшейся на фондовом рынке десять лет назад. Примерно с 2001 по 2010 год обратные поглощения были популярны на рынке, но вскоре сошли на нет. Исследователи собрали данные об этом периоде. В анализ попали характеристики фирм, выходящих на биржу в период с 2001 по 2012 год, включая рыночную стоимость, прибыль, совокупные активы и долг, а также влияние СМИ на популярность обратных поглощений.
Результаты показали, что частные инвесторы, регуляторы и средства массовой информации — важные арбитры финансовых инноваций. Негативное освещение обратных поглощений в СМИ плохо сказалось на последующей их оценке и распространении на фондовом рынке. К 2010 году, когда обратные поглощения достигли пика своей популярности, 70% статей в СМИ об этом явлении были негативными.
Тогда цены на акции компаний, осуществляющих обратное поглощение, резко упали до такой степени, что совокупная доходность ушла в минус и приблизилась к -45%. В 2011 году активность по обратным поглощениям упала на 35%. По сути, популярность обратных поглощений посеяла семена собственной гибели. По мнению исследователей, сегодня со SPAC-компаниями может произойти то же самое.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем аккаунте в Instagram