Как привить детям финграмотность: 3 шага от копилки к личному капиталу
На протяжении нескольких лет институт фонда «Общественное мнение» (ФОМ) измерял уровень финансовой грамотности россиян. В том числе подростков от 14 лет. Опрос показал, что доля людей с финансовой подушкой безопасности выросла — в 2017 году она составляла 37%, а в 2020 году — 47%. Доля россиян с уровнем финансовой грамотности выше среднего увеличилась с 34% до 39%. Взрослые люди и молодежь стали активнее пользоваться цифровыми финансовыми услугами и больше копить. Тема финансов все сильнее проникает в детские сады, школы и вузы.
Правильные навыки обращения с финансами должны закладываться с самого детства, со школы. Следующее поколение уже сможет более разумно решать финансовые проблемы, а значит, повышать уровень благополучия своей семьи и населения в целом.
В июле ЦБ объявил о введении обязательного преподавания финансовой грамотности школьникам. Новые стандарты обучения в первом и пятом классах введут с 1 сентября 2022 года.
Первые знания о мире финансов
Воспитание играет большую роль в формировании отношений с деньгами, потому что дети повторяют то, что делают взрослые, считает финансовый консультант Джен Хемфилл. По ее мнению, деньги нужно обсуждать регулярно и всей семьей, даже если вы сами не уверены в своем финансовом положении. Честный разговор поможет детям вместе с вами учиться на ваших ошибках, поэтому не стоит ждать момента, когда ваша финансовая ситуация наладится, полагает она. Кроме того, не стоит прививать ребенку негативное отношение к деньгам, мысль о том, что богатство это плохо и что достичь его невозможно.
С тем, что разговоры важны в воспитании финансовой грамотности, согласна и консультант Наталья Смирнова. Она рассказала «РБК Инвестициям», что достаточно при детях обсуждать такие вопросы, в том числе и инвестиционные. И неважно, сколько ребенку лет. По ее мнению, главное — заинтересовать его, но не навязывать ему обучение.
«Если это будет нравоучение: «Садись, у нас каждый понедельник урок финансовой грамотности», — ничего хорошего не будет. Ребенок будет это чувствовать, как что-то внешнее. И что самое плохое, потом может появиться в принципе раздражение, даже отторжение этой информации, что это вопреки его желанию. Как урок английского или как танцы. И он может просто перестать это воспринимать. Если же сделать это частью обычного семейного обсуждения — я полагаю, будет продуктивнее», — сказала она.
Смирнова отметила, что когда ребенку станет интересна тема финансов и инвестиций, которую обсуждают родители, он сам спросит, если ему будет что-то непонятно. Тогда нужно объяснить интересующие его темы простым языком и с этого момента его вовлекать.
Когда я у своих родителей появилась, все личные вопросы при мне обсуждали, и я уже в четыре года знала, что такое поменять рубли на доллары и зачем это делается.
Банк России и Минфин разработали сборник методических материалов для детей в возрасте от пяти до семи лет, цель которого — сформировать предпосылки к финансовой грамотности. В нем можно подсмотреть темы для семейных обсуждений и игр. Сборник включает материалы о труде, товарах и услугах, деньгах и ценах, а также о рекламе.
Дети могут узнать, что такое деньги и их историю, какие номиналы бывают у монет и купюр, какие из них больше и меньше, а также о валютах других стран. Можно показать им монеты и купюры, чтобы они изучили их и рассмотрели.
Родители могут рассказать детям, кем они работают и зачем, чтобы у них сформировалось представление о том, что деньги не берутся из воздуха, а зарабатываются, и их количество ограничено.
Кроме того, детей можно привлекать к принятию небольших финансовых решений. Например, позволить ребенку выбрать хлеб в магазине и обсудить с ним его выбор, отметила Хемфилл. Или вместе с ребенком сравнивать цены в супермаркете.
Первые копилка и финансовый план
По мнению Хемфилл, мощным инструментом для обучения могут стать карманные деньги. Можно подарить ребенку копилку, чтобы он откладывал средства на желаемую вещь или другую цель. Ребенок должен научиться выбирать — потратить все сейчас либо подождать и купить то, что давно хотел. Пусть он сам принимает финансовые решения.
Если вы завели ему банковскую карту, привязанную к вашему счету, то в некоторых банках он может воспользоваться виртуальной копилкой. Так вы сможете следить за его тратами и установить лимиты. Помимо этого, родители могут открывать детям банковские счета и вклады. Хемфилл считает, что можно взять ребенка с собой в банк, чтобы вместе открыть счет и таким образом ребенок получит опыт.
На этапе накоплений ему можно объяснить, что такое финансовый план, и помочь его создать. Пусть он поставит цель, например покупку игрушки. В плане нужно указать, какая это игрушка, сколько она стоит, сколько необходимо откладывать денег и как долго придется копить.
Стоит посчитать доходы и расходы — сколько карманных денег дают родители, какая сумма уходит на повседневные траты и на чем из этого списка можно сэкономить. Пусть школьник рассчитает, сколько средств он может тратить каждый день, чтобы не выбиваться из плана. Если он потерпит неудачу в распоряжении своими финансами, то это будет поводом поговорить об ошибках и подумать, что можно было бы сделать по-другому, полагает Хемфилл.
Кроме того, можно начать доверять ребенку самостоятельно покупать продукты в магазине. Перед этим стоит вместе с ним пройтись по супермаркетам и внимательно изучить товары. Так ребенок поймет, что в разных магазинах разные цены, некоторые продукты могут быть лучше, свежее и полезнее других, а схожие товары могут стоить по-разному.
По мнению Смирновой, в вопросы инвестиций можно ждать от ребенка включенности и вовлеченности лет с шести-семи. Если он проявит интерес, то родители могут рассказать ему о своих вложениях и их целях, объяснить, что такое акции. Например, что вы откладываете деньги, которые получили за работу, на образование ребенка, либо на пенсию, когда вы уже не будете работать. Поэтому вы покупаете акции, то есть доли в крупных компаниях.
Вот, например, у тебя iPhone, вот мы купили долю в компании Apple. Вот мы с тобой ходили, условно, в McDonald’s или Starbucks. Вот мы купили долю в этой компании. И если у этого бизнеса будет все хорошо, у нас с тобой тоже все будет хорошо.
Начало своего капитала
Впоследствии ребенку при его желании можно завести брокерский счет, который, конечно, пока будет открыт на имя родителей. И обсуждать с ним его инвестиционный портфель, какие компании он хотел бы купить и почему, и прививать ему соответствующее мышление, отметила Смирнова.
С 14 лет школьники могут начать приумножать свой капитал самостоятельно. У них появляется возможность самим открыть счет или вклад в банке. С 15 лет подростки могут найти подработку, но им необходимо знать, какие договоры нужны при трудоустройстве, а также какие права есть у несовершеннолетних работников.
Например, согласно Трудовому кодексу России, работодатель не вправе устанавливать испытательный срок для подростков, привлекать их к работе по праздникам, в выходные, ночью и сверхурочно. Кроме того, несовершеннолетнего, за некоторыми исключениями, не могут отправить в командировку.
Школьники до 14 лет не могут заключать гражданско-правовой договор (ГПД), по которому выполняется разовая или проектная работа. Подросткам постарше нужно письменное согласие одного из родителей или других ответственных за него людей. Можно рассказать подростку о разнице между ГПД и трудовым договором, а также о том, кто такие индивидуальные предприниматели и самозанятые.
Если ребенок планирует вкладывать деньги, то нужно предупредить его о финансовых мошенниках. О том, что они привлекают обещаниями «золотых гор», доходностью в сотни процентов и гарантиями прибыли. О разных видах мошенничества можно рассказать детям и в более раннем возрасте, так как они активно пользуются гаджетами и интернетом.
Больше интересных историй об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»