США хотят больше нефти. Что мешает ОПЕК+ быстро нарастить добычу?
Лондон («Рейтер»). Давление США на ОПЕК+ с целью увеличить объемы добычи и охладить раскаленные цены на нефть выявило относительно новую для картеля проблему: у стран-производителей не так много дополнительных мощностей, чтобы быстрее увеличивать добычу, даже если бы они этого захотели.
ОПЕК+ сворачивает рекордные ограничения на поставки, введенные в 2020 году, когда спрос резко упал, но это происходит недостаточно быстро для Вашингтона, который обеспокоен ценами, близкими к трехлетним максимумам.
Группа стран-производителей сопротивляется требованиям более быстрого повышения добычи, придерживаясь своего плана постепенного повышения на 400 тыс. баррелей в сутки ежемесячно с августа. Группа сообщила, что опасается перенасыщения рынка в 2022 году из-за более быстрого увеличения добычи.
Однако ОПЕК+ не имеет возможности достичь даже этих целей. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), в сентябре и октябре ОПЕК+ добывала на 700 тыс. баррелей в сутки меньше, чем планировалось, что повышает вероятность сохранения узкого рынка и высоких цен на нефть в течение длительного времени.
В прошлом от более мелких производителей ОПЕК в Африке и даже некоторых крупных производителей в Персидском заливе можно было ожидать превышения квот, установленных ОПЕК, когда им требовались дополнительные деньги (обычно при низких ценах на нефть). Но сокращение инвестиций в производство, вызванное пандемией, и экологическое давление на нефтяные компании, особенно в более бедных странах ОПЕК, означает, что только три члена организации — Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Ирак — имеют дополнительные мощности для относительно быстрого увеличения поставок.
«Последние данные подтверждают наши давние ожидания, что все большее число стран-членов исчерпывают свободные мощности», — пишет в своей записке консалтинговая компания Energy Aspects.
Добиваясь большего
При президенте США Дональде Трампе Вашингтон добивался от ОПЕК+ сокращения добычи в 2020 году, когда цены упали настолько, что это угрожало уничтожить нефтяную промышленность США. Группа согласилась на масштабное сокращение добычи примерно на 10 млн баррелей в сутки, что составляет рекордные 10% от мирового предложения.
Поскольку спрос восстанавливался быстрее, чем многие ожидали, администрация президента Джо Байдена неоднократно требовала от ОПЕК+ увеличения поставок, опасаясь, что высокие цены на нефть — Brent уже вырос более чем на 50% в этом году — могут задушить глобальное восстановление.
«ОПЕК+ остается глуха к политическому давлению, требующему ускорить увеличение поставок», — сказали аналитики Energy Aspects.
Не сумев убедить ОПЕК+ увеличить объемы добычи нефти и столкнувшись с низким рейтингом одобрения в преддверии промежуточных выборов в Конгресс в следующем году, Байден обратился к Китаю, Индии, Южной Корее и Японии с просьбой о скоординированном снижении запасов нефти. Однако такой шаг осложняется мандатом МЭА, представляющего промышленно развитые страны. Согласно его правилам, резервы должны высвобождаться для преодоления потрясений, таких как войны или ураганы, а не для коррекции цен.
«Выпуск [запасов] обеспечит лишь краткосрочное исправление структурного дефицита и создаст явные риски повышения нашего прогноза цен на 2022 год», — пишет Goldman Sachs.
В соответствии с графиком сокращения добычи ОПЕК+ официально сократит добычу на 3,8 млн баррелей в сутки по состоянию на 1 декабря. Однако поскольку некоторые члены ОПЕК+ не могут достаточно увеличить добычу, фактическое сокращение будет больше.
Уменьшение буфера
МЭА сообщило, что на Анголу и Нигерию пришлось почти 90% дефицита добычи ОПЕК+ в октябре, составившего 730 тыс. баррелей в сутки.
Energy Aspects ожидает, что «разрыв в добыче ОПЕК+ будет неуклонно расти, поскольку квоты продолжают повышаться».
Даже если производители ОПЕК+ наберут темп, это приведет к сокращению резервных производственных мощностей, что может встревожить инвесторов и поднять цены, если в мире больше не будет достаточных дополнительных мощностей, чтобы справиться с шоком, говорят отраслевые эксперты.
«Резервные мощности отрасли, которые в настоящее время составляют 3–4 млн баррелей в сутки, обеспечивают определенный комфорт для рынка, однако меня беспокоит то, что этот буфер <...> может уменьшиться», — отметил главный исполнительный директор Saudi Aramco Амин Нассер на форуме Nikkei.
Риски роста цен сохраняются, сказал на конференции Reuters в этом месяце Рассел Харди, глава одного из крупнейших в мире нефтетрейдеров Vitol: «Возможность скачка до $100 за баррель явно существует».
(Дмитрий Жданников и Ахмад Гаддар. Перевела Ольга Бескровнова. Редактор Анна Козлова)