«Шараханье в разные стороны». Как рекордная инфляция в США затронет рынки
Годовая инфляция в США по итогам января продолжила ускоряться и достигла 7,5%. В последний раз на таком высоком уровне показатель был зафиксирован в 1982 году. Рост инфляции превысил прогнозы аналитиков, которые ожидали 7%.
Американские фондовые индексы на открытии основной торговой сессии снижались на 1–2%, однако позже отыграли большую часть падения: на 20:33 мск Dow Jones снижается на 0,09% (35 734 пункта), NASDAQ — на 0,26% (14 445 пунктов), S&P 500 — на 0,36% (4570 пунктов).
Всплеск инфляции связывают с мягкой денежно-кредитной политикой центральных банков в условиях коронакризиса. Для поддержки рынков и бизнеса регуляторы по всему миру, в том числе в США, снижали базовую процентную ставку, что и стало почвой для инфляционного ускорения.
На рост цен также давит значительное увеличение заработной платы наемных работников. Зарплаты в США за год выросли на 4,5%, что стало самым быстрым темпом с 2002 года, согласно данным Федерального резервного банка Атланты.
Одновременно с этим коронавирус и карантин вызвали проблемы в цепочках поставок, а многие компании временно прекращали производство. Это увеличило издержки производителей, и рост оптовых цен обогнал потребительские.
Согласно опросу Bloomberg, многие экономисты ожидают, что инфляция уже приближается к своему пику и снизится в течение года до 4,8%, а затем до 2,4% к концу 2023 года. На рынке облигаций долгосрочные ожидания инфляции находятся в районе целевого уровня ФРС в 2%.
На фоне резкого роста цен решение о повышении базовой ставки ФРС на ближайшем заседании 15–16 марта уже не вызывает сомнений. Трейдеры закладывают 50%-ную вероятность повышения на 0,5 п.п. в марте, сообщает Bloomberg. Если ФРС повысит ставку сразу на половину процентного пункта, то это будет самым резким ее ростом с 2000 года. Также рынок закладывает 77%-ную вероятность шести повышений ставок в 2022 году.
Чего ожидать от рынков после публикации данных по инфляции
«Рынок в значительной мере будет зависеть не только от решения по процентной ставке, но и от решения по балансу ФРС. Это тоже очень важная история, пожалуй, даже более важная, потому что ранее количественное смягчение давало дополнительную ликвидность и способствовало более быстрому росту акций. Я не исключаю, что могут быть сюрпризы — я исхожу из того, что уже весной Федрезерв примет решение, что как минимум не будут рефинансироваться объемы ипотечных и казначейских облигаций на балансе», — сказал «РБК Инвестициям» начальник центра разработки стратегий Газпромбанка Егор Сусин.
По его словам, процесс сокращения баланса ФРС фактически будет приводить к тому, что оценка рисков, которая ранее была сильно занижена на фоне избыточной ликвидности от программы стимулирования экономики, вырастет.
«Скорее всего, мы увидим продолжение коррекции, которая началась в этом году. Я исхожу из того, что все первое полугодие мы можем видеть негативную динамику на рынках», — подвел итог Сусин.
Директор по анализу финансовых рынков и макроэкономике УК «Альфа-Капитал» Владимир Брагин в разговоре с «РБК Инвестициями» отметил два фактора, которые окажут существенное влияние на рынки. С одной стороны, инвесторам приходится закладывать более высокую ставку дисконтирования (величину, используемую для расчетов будущих денежных потоков), также есть опасения, что более высокие ставки приведут к замедлению темпов роста экономики — для компаний это означает снижение ожиданий по корпоративным прибылям. С другой стороны, инфляция приводит не только к росту потребительских цен, но и к повышению общего уровня цен в экономике. Из-за более высокой инфляции прогнозируемый рост прибыли и выручки тоже должны расти.
«На мой взгляд, инвесторы будут шарахаться из одной крайности в другую. То будут бояться повышения ставок, как сейчас, то с выходом отчетности — радоваться. Это шараханье будет приводить к сильным колебаниям на рынке в течение года, как я это сейчас для себя вижу. Не то чтобы рынки упадут и будут долго и упорно снижаться, скорее, это будет движение в одну сторону в зависимости от повышения ставок или вышедших данных о финансовых результатах», — заключил он.
«Мы видели, что ставки по 10-летним гособлигациям США в моменте достигали 2% годовых. Это напрямую влияет на акции роста и будет приводить к увеличению конкуренции за капитал: деньги станут дороже, и убыточным компаниям будет намного сложнее. Я думаю, что мы можем увидеть продолжение движения вниз по индексу Russell 100, а финансы и нефтегазовый сектор, скорее всего, станут бенефициарами в первом полугодии», — сказал в эфире РБК ТВ портфельный управляющий ALG Capital Вячеслав Голик.
По его словам, надо смотреть на компании, у которых сильный денежный поток. Компании с большой долговой нагрузкой и те, чья оценка по модели дисконтирования денежных потоков (DCF-модель) сильно пострадает от роста ставок ФРС, скорее всего, будут аутсайдерами.
«Компании типа Coca-Cola, Starbucks, Bank of America, JPMorgan, Exxon Mobil — это старые компании, которые будут бенефициарами, в том числе и роста процентных ставок, и инфляции. Конечно, на них стоит обращать внимание, если это кому-то подходит для портфеля. Это хороший выбор», — подвел итог эксперт.
Следите за новостями компаний в телеграм-канале «Каталог РБК Инвестиций»