Взрывной рост на рынке акций после трехнедельной паузы. С чем это связано
Акции на Мосбирже не торговались более трех недель, с 28 февраля. В последний день торгов, 25 февраля, российские индексы закрылись ростом:
- индекс Мосбиржи вырос на 20,04%, до 2470,48 пункта;
- индекс РТС вырос на 26,12%, до 936,94 пункта.
24 марта на Мосбирже начались первые торги акциями после долгого перерыва. К торгам допустили 33 бумаги из индекса Мосбиржи (IMOEX). В их числе акции «Газпрома», «Сбера», «Северстали», «Аэрофлота», ЛУКОЙЛа, «Роснефти» и ряда других российских компаний. Мосбиржа запретила открывать короткие позиции по этим бумагам.
На пике индекс Мосбиржи достигал 2761,17 пункта — рост на 11,77% по сравнению с закрытием 25 февраля. Индекс РТС на минимуме обваливался на 15,29%, до 793,65 пункта. Впоследствии рост индекса Мосбиржи и падение индекса РТС замедлились. По состоянию на 14:00 мск, когда завершилась торговая сессия, на рынке сложилась следующая картина:
Колебания котировок были настолько сильными, что Мосбиржа на время запускала дискретный аукцион по обыкновенным акциям «ФосАгро», НОВАТЭКа, «Татнефти», «Норникеля», АЛРОСА, «Роснефти», «Полюса», «Магнита», а также по привилегированным бумагам «Сбера» и «Сургутнефтегаза». Это специальный режим, который вводится в случае резких колебаний и заменяет приостановку торгов.
Кто помог рынку?
Константин Асатуров из УК «Система Капитал» отметил следующие причины взрывного роста котировок:
- нерезиденты, которые сейчас являются основными потенциальными продавцами, не участвовали в торгах;
- Московская биржа ввела запрет на короткие продажи;
- текущие держатели бумаг вряд ли будут «скидывать» активы, они обладают высокой толерантностью к длинному горизонту инвестирования;
- в условиях ограничений на вывод капитала фондовый рынок приобретает особую значимость как инструмент инвестиций;
- не исключено, что некоторые компании в первый день начали обратный выкуп акций. Но, скорее всего, программы байбэков сейчас находятся на этапе согласования и подготовки.
Управляющий директор «Ренессанс Капитала» Максим Орловский дал собственное определение тому, что произошло сегодня, — «инфраструктурный шорт-сквиз». По его словам, в последние дни февраля, когда рынок акций еще работал, российские брокеры продавали бумаги иностранным клиентам в надежде поставить их через два рабочих дня. Но в результате того что расчеты оказались невозможны ни с той, ни с другой стороны, эти сделки у российских брокеров превратились в шорты, а у иностранных клиентов — в сделки, которые не исполнятся. Поэтому сегодня на старте торгов российские инвесткомпании начали закрывать образовавшиеся короткие позиции — технически закрытие шорта происходит путем откупа акции на тот же объем, который был продан вкороткую.
Орловский ожидает, что ситуация, аналогичная сегодняшней, будет продолжаться максимум до конца следующей недели: «Это связано исключительно с закрытием позиций. После закрытия позиций интерес резко пропадет. Спрос со стороны тех, кто обслуживал западные фонды, резко пойдет вниз, и основными станут российские «физики», ПИФы, компании с байбэками и ВЭБ».
«Сам факт того, что у нас многие бумаги торгуются в дискретных аукционах, говорит о том, что движения в них очень серьезные. Они, как правило, возникают при вынужденном закрытии позиций, а не при какой-то торговле», — подтвердил «РБК Инвестициям» ведущий аналитик отдела глобальных исследований «Открытие Инвестиции» Андрей Кочетков. По его мнению, для полноценного фундаментального роста нужно дождаться окончания геополитической напряженности, тогда для российского рынка появятся реальные основания, чтобы расти. Также он высказал опасение, что поколение новых инвесторов, недавно пришедших на биржу, может предпочесть временно уйти из российских активов до прояснения ситуации.
Ранее Минфин объявил, что в 2022 году направит до ₽1 трлн из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на покупку акций национальных эмитентов — оператором этих сделок выступит ВЭБ. Все эксперты, опрошенные «РБК Инвестициями», затруднились ответить на вопрос, участвовал ли в сегодняшних торгах ВЭБ. «Это сложно оценить, можно посмотреть только по объемам торгов на бирже. Но, судя по всему, на первый взгляд каких-то значительных крупных покупок особо не было», — сказал директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» Владимир Брагин.