Минфин предложит новый выпуск ОФЗ на безлимитных аукционах
Министерство финансов России на безлимитном аукционе 7 декабря предложит три выпуска облигаций федерального займа (ОФЗ) в объеме остатков, доступных для размещения по каждой из бумаг. Совокупный размер остатков составляет ₽1,002 трлн. Однако сумма, которую Минфин привлечет по факту, будет зависеть от имеющегося на рынке спроса на бумаги.
«Объем удовлетворения заявок на каждом аукционе будет определяться, исходя из объема спроса, а также размера запрашиваемой участниками премии к фактически сложившимся на рынке уровням доходности», — уточнило ведомство.
Безлимитный аукцион ОФЗ — это схема проведения аукциона, при которой заранее не объявляется предельный объем предложения облигаций федерального займа. Отсутствие лимитов позволяет Минфину привлекать тот объем размещения российских гособлигаций, на который у рынка есть спрос, и выполнять план по привлечению в более высоком темпе.
Минфин намерен заимствовать в выпусках:
- 26237 — с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) с погашением 14 марта 2029 года. Остаток, доступный для размещения в выпуске, — ₽112,02 млрд;
- 29023 — с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) с погашением 23 агуста 2034 года. Остаток, доступный для размещения в выпуске, — ₽750,00 млрд;
- 52004 — с индексируемым номиналом (ОФЗ-ИН) с погашением 17 марта 2032 года. Остаток, доступный для размещения в выпуске, — ₽140,41 млрд.
Для выпуска 29023 данный аукцион станет первым, когда он будет предложен к продаже. Облигации с плавающей ставкой купона, согласно эмиссионной документации, предполагают ежеквартальную выплату купонного дохода, который будет рассчитываться, исходя из среднего значения ставок RUONIA за текущий купонный период с временным лагом в семь календарных дней. Общий объем выпуска, который Минфин планирует постепенно размещать до 25 декабря 2024 года, — ₽750 млрд. Однако, предыдущий новый флоутер 29022 был размещен на весь объем ₽750 млрд одномоментно, что привело к рекордному дневному размещению.
Облигация федерального займа с переменным купонным доходом, называемая также флоутер/флоатер (от англ. float — «плыть»), имеет переменную ставку купонного процента, который изменяется в зависимости от среднего значения ставки RUONIA за определенный период — чем выше эта ставка, тем выше доходность по облигации, и наоборот. RUONIA (Rouble Overnight Index Average) — это индикативная взвешенная ставка однодневных рублевых кредитов на условиях overnight, отражающая стоимость необеспеченного рублевого заимствования банками с минимальным кредитным риском. Проще говоря, RUONIA — это средняя ставка, по которой крупнейшие российские банки выдают друг другу кредиты на один день. RUONIA рассчитывается с 8 сентября 2010 года российским ЦБ по методике, разработанной Национальной валютной ассоциацией (НВА) на основе отчетных данных о депозитных сделках, которые были заключены ведущими российскими банками между собой в течение всего дня.
Согласно графику аукционов по размещению ОФЗ, в четвертом квартале 2022 года плановый объем размещения ценных бумаг составлял ₽150 млрд: со сроком погашения от пяти до десяти лет включительно — ₽120 млрд, от десяти лет — ₽30 млрд. Однако Минфин в октябре-ноябре уже привлек ₽1,648 трлн — почти в 11 раз больше средств, чем изначально планировал на квартал. На данный момент на аукционах в четвертом квартале по номиналу привлечено:
- 19 октября — ₽50 млрд;
- 26 октября — ₽177,6 млрд;
- 2 ноября — ₽169 млрд;
- 9 ноября — ₽42 млрд;
- 16 ноября — ₽823 млрд;
- 23 ноября — ₽166,7 млрд;
- 30 ноября — ₽219,6 млрд.
В бюджете России объем чистого привлечения на внутреннем рынке путем выпуска ОФЗ в 2022 году планировался на уровне ₽2,199 трлн, валовый объем привлечения с учетом погашений на ₽1,06 трлн в 2022 году должен был составить ₽3,26 трлн. По итогам предыдущих аукционов 30 ноября, объем размещения по номиналу с начала 2022 года составил ₽1,784 трлн.
Бюджет 2023–2025 годов предусматривает превышение расходов над доходами все три года: в 2023 году дефицит планируется на уровне 2,93 трлн руб., или 2% ВВП, к 2025 году он опустится до 1,26 трлн (0,7% ВВП). Основными источниками его покрытия должны стать госзаимствования.