Глава «Инвестиционной палаты» — РБК: «Активы выросли чуть ли не в 50 раз»
Воронежский брокер «Инвестиционная палата» оказался в центре внимания инвесторов после того, как из-за санкций США многие крупные игроки были вынуждены перевести активы своих клиентов в неподсанкционные компании. Так, активы из-за санкций переводили «Открытие Инвестиции», «ВТБ Мои Инвестиции», «Альфа-Инвестиции» и брокер «Сбера».
В противном случае их мог заморозить на неопределенный срок вышестоящий иностранный депозитарий, тогда клиентам бы пришлось самостоятельно обратиться в Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC) за лицензией на перевод.
«Открытие Инвестиции» объяснили выбор «Инвестиционной палаты» для перевода активов: «Эта компания давно работает на российском рынке ценных бумаг и является одним из крупнейших региональных брокеров — некредитных организаций по размеру клиентской базы».
«РБК Инвестиции» узнали у генерального директора и владельца компании Алексея Седушкина, принес ли перевод активов прибыль «Инвестиционной палате», как смена собственника совпала с санкционными потрясениями, планирует ли брокер конкурировать с крупными игроками и как видит свою роль на рынке.
Оживят ли бизнес «неживые» активы: гендиректор «Инвестпалаты» о влиянии перевода бумаг
О централизованном переводе иностранных активов клиентов брокера «Открытие Инвестиции» стало известно 16 марта. Брокер перевел активы на счета «Инвестпалаты» безвозмездно, право получать комиссии в полном размере воронежская компания также оставила за собой.
«Вы передали нам клиента с активами — с этого момента вся выручка по клиенту — это выручка «Инвестиционной палаты». Ситуация не оставила им другого выбора», — рассказал Алексей Седушкин. По словам гендиректора «Инвестиционной палаты», на ее счета депо самостоятельно перевели активы клиенты более чем десяти организаций, и многие инвесторы продолжают заводить активы со счетов в других компаниях.
Однако эффект от перевода активов для бизнеса брокера неоднозначный: «Здесь, наверное, нужно разделить еще живые и неживые активы. По моим оценкам, где-то 90–95% заведенных к нам активов — это заблокированные активы. Прирост с точки зрения AUMа (активы под управлением. — Прим. «РБК Инвестиций») — чуть ли не в 50 раз, а приток с точки зрения торговли — раза в три. То есть оборот вырос существенно с точки зрения «Инвестиционной палаты», но точно несущественно с точки зрения общего рынка», — пояснил Седушкин.
Отвечая на вопрос о стоимости переведенных активов, он подчеркнул, что «оценка очень абстрактная»: «Приблизительно разброс от ₽100 млрд до ₽200 млрд. ₽100 млрд — это железобетонная цифра, а ₽200 млрд — это если считать по номиналу», — рассказал гендиректор «Инвестиционной палаты». Оценку затрудняет дисконт на западные структурные ноты и еврооблигации из-за связи инструментов с российской инфраструктурой.
При этом Седушкин уточнил, что брокер не взимает плату за хранение бумаг, поэтому, несмотря на рост выручки в три раза, приходится достаточно много компенсировать расходы за клиентов вышестоящему депозитарию в лице Национального расчетного депозитария (НРД). «На текущий момент компания окупается. Именно с точки зрения деятельности у компании сейчас имеется, скажем так, ежемесячное положительное сальдо», — добавил гендиректор брокера.
Что брокер делает для разблокировки активов клиентов: лицензии и документы
В ноябре «Инвестиционная палата» обратилась за лицензией на разблокировку активов на счетах НРД в Euroclear и Clearstream. Обращение в главное управление Казначейства Бельгии (регулятор Euroclear) компания подала 9 ноября, в Министерство финансов Люксембурга (Clearstream) — 12 ноября, рассказал Седушкин: «Это общая заявка, которая включает полный перечень бумаг всех наших несанкционных клиентов».
В обращении брокер указал стандартные основания: компания не под санкциями, в список на разблокировку вошли активы неподсанкционных клиентов, а новая цепочка хранения бумаг после перевода не будет включать НРД.
Национальный расчетный депозитарий (НРД) — центральный депозитарий России. Он ведет учет прав собственности на российские ценные бумаги, которыми владеют инвесторы, и проводит расчеты по сделкам. Кроме того, НРД — промежуточное звено хранения некоторых иностранных ценных бумаг, которые торгуются на СПБ Бирже и Мосбирже. Он имеет счета в международных депозитариях Euroclear и Clearstream, но мост между ними практически прекратил работу с конца февраля текущего года. 3 июня НРД подпал под санкции Евросоюза, которые юридически закрепили ограничения со стороны Euroclear и Clearstream.
Вместо НРД «Инвестиционная палата» рассматривает несколько вариантов неподсанкционных депозитариев для перевода активов. «Базовый сценарий, который мы указали в заявке, и несколько запасных путей. Заявка не публичная, поэтому мы не хотели бы раскрывать имя этого депозитария. Более того, сам депозитарий не в курсе, что мы указали его как конечного получателя», — добавил гендиректор.
Седушкин также сказал, что у компании есть отношения с несколькими неподсанкционными депозитариями, брокер ищет новых партнеров как в России, так и за ее пределами: «Это российские депозитарии, которые не подпали под санкции, но имеют прямой выход в Euroclear. Не открою секрет, что сейчас все побежали в сторону Казахстана, в этом направлении мы тоже активно смотрим плюс рассматриваем другие юрисдикции — очевидно, что это в первую очередь Дубай».
По словам главы компании, «Инвестиционная палата» не рекомендует клиентам индивидуально обращаться за лицензией на разблокировку, поскольку не понимает, какой результат будут иметь эти обращения: «Возможно, это будет иметь обратный — негативный эффект, возможно, это просто создаст некую пробку на входе». Однако компания предоставляет клиентам, которые заполнят форму на сайте, комплект необходимых документов, включая частично заполненный черновик обращения, в том числе на французском языке, и специальное пояснительное письмо от компании.
Также брокер допускает, что в будущем рассмотрит идею создания собственного депозитария с выходом к Euroclear вместо подсанкционного НРД, но на данный момент не считает это перспективной стратегией. «Мы имеем депозитарную лицензию, но я думаю, что нас сейчас просто не примут. Во-первых, мы не такие крупные, во-вторых, что-то мне подсказывает, что Euroclear сейчас не будет устанавливать новые отношения с любыми российскими компаниями», — объяснил Седушкин.
Почему смена собственника совпала с переводом активов
«Инвестиционная палата» была зарегистрирована в 1997 году. Она принадлежала депутату Воронежской областной думы Анатолию Шмыгалеву (31%), а также Любови Черницыной (33%), Валерию Гревцову (25%) и Елене Холодной (11%).
В конце марта 2022 года Алексей Седушкин заключил сделку о покупке «Инвестиционной палаты» на рыночных условиях, сообщал «Коммерсантъ». Издание указывало, что воронежский девелопер, депутат областной думы Анатолий Шмыгалев и его партнеры продали брокерскую компанию «Инвестиционная палата» с пулом из 70 тыс. клиентов.
100% «Инвестиционной палаты» были перерегистрированы на Алексея Седушкина 25 марта, сообщается в базе «СПАРК-Интерфакс».
«Сделка по покупке «Инвестиционной палаты» начала готовиться существенно раньше, чем случилось то, что случилось. Перевод активов — это просто смена бизнес-модели», — объяснил «РБК Инвестициям» Алексей Седушкин. Он уточнил, что оплатил капитал и премию за компанию. «По договоренности с бывшими акционерами мы не раскрываем сумму сделки, но у нас, в том числе, была абсолютно справедливая независимая оценка, которая говорит о ее рыночности», — рассказал гендиректор брокера.
Ранее «Коммерсантъ» также писал, что эксперты оценивают сделку в пределах ₽1 млрд, однако Седушкин опроверг эту сумму и сказал, что цена покупки была «существенно ниже». Он также рассказал, что в ходе обсуждения сделки по покупке «Инвестиционной палаты» рассчитывал развивать иной бизнес-подход, ориентированный на небольшое число крупных инвесторов: «Стратегия кардинально поменялась. Цель была — создать небольшого брокера, специализирующегося только на крупных клиентах, с кастомизированным сервисом. Для этого нужна была брокерская платформа». После массового перевода активов более мелких клиентов упор пришлось сделать на развитие универсального клиентского сервиса и адаптацию к большому числу клиентов.
Ранее Алексей Седушкин был управляющим директором страховой компании «Сбербанк страхование жизни», работал в «Открытие Private Banking», инвестиционных компаниях БКС и «КИТ Финанс».
Обмен заблокированных активов и зарубежные рынки
По словам гендиректора «Инвестиционной палаты», брокер имеет техническую возможность предоставлять доступ к торгам на Московской бирже и на СПБ Бирже, однако во втором случае считает нужным давать клиентам только возможность продажи иностранных активов вне зависимости от наличия статуса квалифицированного инвестора.
«Мы даем только продажу, но это не технические ограничения с нашей стороны, это, скорее, наше негативное видение развития дальнейшей ситуации. Санкционная риторика не закончена. Неизвестно, что будет дальше. Мы точно не хотим сейчас давать клиентам покупать западные активы, потому что вероятность сохраняется, что это будет еще один стек заблокированных клиентов», — объяснил Алексей Седушкин.
Однако при более оптимистичном сценарии брокер также рассматривает возобновление покупок на СПБ Бирже и выход на иностранные площадки, включая Казахстан, Гонконг, Китай, Индию: «Если все будет хорошо, то Америка — это мастхэв, ну и с учетом тенденций — Азия. Вероятность Азии гораздо более велика, чем Штатов».
«Мы не будем в каждой стране регистрироваться как профучастник, мы будем использовать субброкерские права. СПБ Биржа с иностранными бумагами — однозначно, когда более-менее мы поймем, что санкции не будут ужесточать», — сказал Седушкин.
По словам гендиректора компании, ее клиенты заботятся о возможностях для диверсификации меньше, чем о санкционных рисках: «У большинства клиентов, по моим ощущениям, сейчас желание исключительно «выскочить». Какого-то огромного спроса [на иностранные активы] я, честно говоря, не вижу».
Также Седушкин рассказал, что компания не участвует в самостоятельных поисках покупателя на заблокированные активы бывших клиентов брокера «Открытие Инвестиции», поскольку считает, что в поиске покупателя на заблокированные активы для обмена должен участвовать весь рынок, и выступает за централизованный подход.
«Транспортная компания» и «грустный сайт»: стратегия и планы «Инвестиционной палаты»
«Мы не хотим конкурировать с крупными игроками на рынке в части клиентского сервиса. Мы готовы покупать чужие решения, в том числе IT-решения», — пояснил Седушкин. По его словам, брокерские компании нередко «распыляются на огромное количество сервисов, дополнительных услуг», в результате основные функции брокера «сильно хромают».
«Транспортная компания» — мне кажется, это идеальное выражение, которое для нас подойдет. Мы доставляем людей на рынок, готовы доставлять продукты контрагентов своим клиентам. Мы не будем делать, по крайней мере в обозримом будущем, например, собственный аналитический деск или нанимать адвайзеров», — рассказал Алексей Седушкин.
«Мы хотим быть одним из лучших, в идеале лучшим прайм-брокером. Есть классический брокерский сервис, его мы будем развивать в первую очередь сейчас. Очень много средних брокеров, которые на самом деле все равно не работают напрямую на Мосбирже, они работают через кого-то. И вот у них, у большого пласта таких брокеров, сейчас верхний брокер подпал под санкции. Другие сервисы — это, во-первых, достаточно долгая раскачка, во-вторых, это достаточно большие косты», — отметил Седушкин. Он добавил, что видит задачу своей компании в том, чтобы стать качественной альтернативой подсанкционным компаниям.
Прайм-брокеры предоставляют своим клиентам, например хедж-фондам, широкий перечень кастодиальных и финансовых услуг. Это посредники между хедж-фондами и двумя группами ключевых контрагентов: крупными институциональными инвесторами и коммерческими банками. Также прайм-брокеры проводят для клиентов клиринг и расчеты по сделкам.
Глава компании также рассказал, что планирует открывать филиалы в крупных городах, но только если активы инвесторов будут разблокированы, в ином случае «офиса в Воронеже более чем достаточно». Также компания приобрела мобильное приложение и продолжает развивать технологические сервисы.
«Я уже не раз просил сотрудников заняться нашим сайтом — он действительно грустный. Самая главная информация есть на первой странице, но, начиная от дизайна и заканчивая наполнением, очень хочется поменять. Личный кабинет, мобильное приложение на первом этапе — это сервисные вещи без излишеств, все должно работать корректно. Естественно, наша цель — максимально удаленное обслуживание», — подчеркнул Седушкин.