Минфин Бельгии выдал разрешение НРД на разблокировку активов
Министерство финансов Бельгии выдало разрешение Национальному расчетному депозитарию (НРД) на разблокировку активов. Об этом сообщается на сайте министерства. Лицензия действует только на продажу бумаг, отметили в ведомстве. Минфин Бельгии — регулятор депозитария Euroclear.
В сообщении говорится, что компетентные органы могут «разрешить высвобождение определенных замороженных денежных средств или экономических ресурсов», принадлежащих организации под номером 101 в санкционном списке, то есть НРД, «на определенных условиях, которые они сочтут подходящими». В Минфине отметили, что, согласно поправке в восьмом пакете санкций, это можно сделать «после установления того, что эти средства или экономические ресурсы необходимы для прекращения не позднее 7 января 2023 года операций, контрактов или других соглашений», заключенных с НРД до 3 июня 2022 года.
В связи с этим в ведомстве заявили, что поправка «предоставляет операторам возможность выхода из НРД и применяется только к продаже позиций, находящихся на замороженных счетах в НРД, с целью прекращения отношений между заявителем и НРД».
«Как компетентный орган, Главное казначейское управление сочло подходящими условия продажи позиций, депонированных в НРД и замороженных на счетах бельгийского финансового учреждения, как определено статьей 6 параграфом 5 Регламента (ЕС) № 269/2014», — говорится в сообщении Минфина Бельгии.
НРД — центральный депозитарий России. Он ведет учет прав собственности на российские ценные бумаги и проводит расчеты по сделкам. Кроме того, НРД — промежуточное звено хранения некоторых иностранных ценных бумаг, которые торгуются на СПБ Бирже и Мосбирже. Он имеет счета в международных депозитариях Euroclear и Clearstream, по которым в марте были приостановлены операции. В результате иностранные бумаги российских инвесторов оказались заблокированы, выплаты по ним также перестали поступать.
НРД подпал под санкции Евросоюза 3 июня. В ЕС заявили, что это крупнейший депозитарий ценных бумаг России, он играет ключевую роль в функционировании российской финансовой системы и связях последней с международной системой, «следовательно, прямо или косвенно включен в деятельность, политику и ресурсы российского правительства».
Помимо того что разрешение касается только запросов на продажу позиций — денег и ценных бумаг, замороженных на счетах НРД, Минфин Бельгии перечислил следующие условия разблокировки:
1. Обязательство европейского оператора (гаранта);
2. Утвержденная гарантом отчетность, которая включает:
- позиции для продажи;
- всестороннюю проверку заявителей и их фактических бенефициаров;
- платежные инструкции и комплексную проверку физических и юридических лиц, получающих прибыль от продажи соответствующих позиций;
3. Вторая утвержденная гарантом отчетность, которая включает:
- фактически проданные позиции;
- получателей доходов от продажи;
- доказательство того, что выручка от продажи была депонирована в организации, не подпадающие под санкции.
В ведомстве отметили, что последний день подачи запросов в Минфин Бельгии — 7 января 2023 года включительно. «Несоблюдение указанных условий будет рассматриваться как нарушение финансовых санкций», — отметили в ведомстве.
Ранее похожее разрешение НРД выдало Министерство финансов Люксембурга, регулятор депозитария Clearstream. В пресс-службе НРД «РБК Инвестициям» подтвердили получение генеральной лицензии от регулятора Люксембурга, подчеркнув, что она стала первой. «Комментарии и трактовки текста будут даны позже, после консультации с юридическим консультантом Группы», — сообщил представитель организации.
Национальный расчетный депозитарий направил запросы в министерства финансов Бельгии и Люксембурга в сентябре и ожидал, что их удовлетворят в октябре этого года. Еврокомиссия допускала проведение расчетов с НРД, но с соблюдением условий — российский депозитарий не должен получать от таких сделок экономическую выгоду, сделки должны быть согласованы регуляторами стран. в которых зарегистрированы контрагенты НРД.
Кроме того, НРД подал иск об отмене санкций в Суд Евросоюза в Люксембурге, так как считает их необоснованными.
Чем лицензия Минфина Бельгии отличается от разрешения регулятора Люксембурга
«Органы власти стран — членов ЕС не обязаны копировать друг у друга текст разрешений, у них широчайшее усмотрение в установлении правил по разблокировке замороженных активов. Значит, люксембургская лицензия заточена на Clearstream, на люксембургский депозитарий, но на нем зависло не так много этих акций, поэтому их довольно просто выпустить. И она была заточена под прекращение правоотношений между НРД и Clearstream. Подписываются соглашение и акт сверки, все это делается до 8 января, после чего Clearstream отчитывается перед регулятором, что активы вывели. Более того, в люксембургской лицензии менеджменту Clearstream дается карт-бланш, потому что там ни слова про due diligence (комплексная юридическая оценка. — «РБК Инвестиции»)», — рассказал «РБК Инвестициям» адвокат, партнер адвокатского бюро NSP Сергей Гландин.
По его словам, в лицензии Минфина Бельгии более серьезные требования. «Они пошли хитрым путем: предлагают тем, кто пошел не по пути индивидуальных запросов о разрешении на вывод активов, а кто хочет институционально, то есть на уровне брокеров или депозитариев расторгнуть эти отношения, найти в Европе некоего гаранта. Это должно быть европейское лицо, неважно, юридическое или физическое. Этот гарант должен взвалить на себя просто неподъемное бремя, он должен отвечать головой», — рассказал адвокат.
По мнению Гландина, Минфин Бельгии выбрал такой вариант, чтобы европейский гарант в случае проблем мог отвечать в уголовном или административном порядке, то есть он должен проверить, что ни одно подсанкционное лицо не получит никакой выгоды.
«Разрешение требует продажи с перечислением бумаг, по какой цене эти бумаги будут проданы. Там дважды требуется подтверждение о due diligence-чистоте, что никакие подсанкционные лица от этого выгоды не получат до сделки и после нее», — добавил эксперт.
Что делать инвесторам после получения НРД лицензий: совет юриста
«Самая правильная стратегия — это ждать, пока НРД что-то сделает, или надеяться на своего брокера или депозитарий, но при этом еще и самим подавать от себя индивидуальную заявку на разблокировку своих собственных кровных зависших бумаг», — считает Сергей Гландин.
Адвокат отметил, что если инвестор самостоятельно не подал заявку на получение лицензии, чтобы разблокировать активы, то есть два пути. Первый — прекращение правоотношений с Euroclear, однако не у всех частных инвесторов они есть. «Допустим, я частный инвестор, я прихожу сейчас в Euroclear и прошу выпустить мои бумаги. Они мне законно и резонно скажут: «А вы кто? У вас есть с нами какие-то отношения? По каким основаниям мы вам будем что-то делать? Вот если приведете гаранта, исполните требования к лицензии — тогда да. А так, извините, нет», — привел пример эксперт.
Второй путь — обращение в бельгийское казначейство как к регулятору с просьбой выдать индивидуальное разрешение для самого инвестора и Euroclear, чтобы перевести ценные бумаги из НРД в другой депозитарий. «Это второй путь, он работает, им тоже можно пользоваться независимо от разрешения, которое выдано НРД», — отметил Гландин. По его словам, такой способ предусмотрен ч. 2 ст. 2 и ст. 6 регламента ЕС № 269 от 17 марта 2014 года.