ФРС повысила ставку до 4,5–4,75%. Будет ли она снижена в этом году?
Что случилось: ставка в США выросла до 4,5–4,75%
В среду, 1 февраля, ФРС по итогам двухдневного заседания объявила о повышении ставки на 25 б.п. — до 4,5–4,75% годовых. Это максимум с октября 2007 года.
Американский регулятор занял менее агрессивную, чем на предшествующих заседаниях, позицию в вопросе ужесточения денежно-кредитной политики. Так, еще летом и осенью на четырех заседаниях подряд ставку поднимали сразу на 75 б.п. В декабре же ставка выросла на 50 б.п.
В пресс-релизе регулятор отметил, что инфляция в США «несколько ослабла, но остается повышенной». При этом Федрезерв добавил, что считает дальнейшее повышение ставок уместным. Глава ФРС Джером Пауэлл в ходе пресс-конференции сказал, что регулятору «предстоит еще много работы» и что он твердо намерен достичь своего целевого показателя инфляции в 2%. Отвечая на вопрос о смягчении проводимой денежно-кредитной политики, Пауэлл отметил, что история предостерегает от преждевременного смягчения ДКП.
Чиновники ФРС ранее заявляли, что ставку следует поднять до 5% и выше, а затем какое-то время удерживать ее на этом уровне. В среднем официальные лица ожидают роста ставки до 5,1%, отмечает Bloomberg.
Между тем инфляция в США замедляется. По итогам декабря рост индекса потребительских цен снизился с 7,1% до 6,5% в годовом исчислении. Базовая инфляция, которая не учитывает цены на продукты питания и энергоносители, в декабре составила 5,7% против 6% в ноябре.
На этом фоне на рынке стали усиливаться ожидания, что регулятор уже в текущем году перейдет от ужесточения ДКП к ее смягчению. Трейдеры рассчитывают как минимум на одно снижение ставки до конца 2023 года. Но еще в декабре прошлого года чиновники заявляли, что в 2023 году снижения ставки не будет, отмечает The Wall Street Journal.
Снизит ли ФРС ставку в 2023 году
Опрошенные «РБК Инвестициями» эксперты разошлись во мнениях относительно дальнейших действий ФРС. Прогнозируется как снижение ставки уже в наступившем году, так и ее сохранение на пиковом уровне вплоть до 2024 года. Один из ключевых факторов в этом вопросе — состояние экономики.
«Экономическая ситуация в США остается неоднозначной. С одной стороны, последние данные отразили замедление темпов базовой инфляции и дефлятора потребительских расходов (используемого в прогнозах ФРС) в декабре, что свидетельствует в пользу возможного смягчения позиции ФРС. С другой стороны, сильные данные по рынку труда США выступают на стороне проинфляционных факторов», — обратил внимание начальник отдела анализа банков и денежного рынка инвесткомпании «Велес Капитал» Юрий Кравченко. Он добавил, что сейчас рост американской экономики во многом обеспечивается потребительскими расходами, выступающими одновременно с ключевым источником инфляции.
По мнению Кравченко, в подобных условиях весьма вероятным сценарием может стать промежуточный вариант между сохранением жесткости в политике ФРС и смягчением позиции регулятора. К примеру, после повышения ставки на 25 б.п. в феврале ФРС может взять длительную паузу до конца года — процесс ужесточения завершится, но и переход к смягчению политики потребует гораздо больше времени.
Руководитель отдела экономического и отраслевого анализа ПСБ Евгений Локтюхов, напротив, полагает, что ФРС завершит цикл повышения ставки уже этой весной и перейдет к снижению ставки во второй половине года.
«Пока исхожу из того, что снижение будет символическим, так как сильных экономических проблем и финансовых шоков, требующих активной поддержки со стороны регулятора, не предвижу. Однако, учитывая признаки вхождения страны в рецессию, весомого повода для длительного удержания ключевой ставки у 5% также не видно», — прокомментировал эксперт.
По его мнению, хотя сама ФРС и ожидает, что динамика ВВП в этом году будет слабой, но пока готовит рынки к тому, что ставки останутся высокими. Однако как только ожидания подтвердятся, будет возможно снижение ставки. Ее текущий уровень уже выглядит высоким, отметил Локтюхов.
«Наш базовый сценарий сейчас предполагает, что ФРС в этом году еще несколько раз повысит ставку и не будет ее снижать в течение года, сохраняя осторожный подход к ДКП в условиях сохранения рисков закрепления повышенных инфляционных ожиданий», — прокомментировал управляющий активами УК «Система Капитал» Дмитрий Терпелов.
Тем не менее он допускает, что ставку снизят в этом году, но при одном условии — в случае жесткой посадки экономики, то есть при наступлении серьезной рецессии. В таком случае преобладать будут дезинфляционные факторы и появится необходимость переключиться на стимулирование экономики.
По мнению инвестиционного стратега инвесткомпании «Алор Брокер» Павла Веревкина, сейчас даже сами монетарные власти не знают, какой будет ставка к концу 2023 года. «Джером Пауэлл уже доказал рынкам, что может ошибаться, когда весь 2021 год игнорировал поступающие данные и предпочитал называть инфляцию временной. Поэтому я бы не стал исключать вероятность, что он может ошибиться и в этот раз, удерживая ставку на высоком уровне, снова игнорируя поступающие данные», — объяснил свою точку зрения эксперт.
Стратег Freedom Finance Global Михаил Степанян рассказал, что, согласно базовому сценарию, ФРС может перейти к снижению процентной ставки в конце 2023 года на 50 б.п. от ее пиковых значений — до уровня 4,75%.
Индекс потребительских цен будут считать по-другому. Как это повлияет на инфляцию и ФРС?
С 1 февраля 2023 года изменится методика расчета индекса потребительских цен (CPI). Вес того или иного товара в индексе определяется на основе потраченных на этот товар средств, оцененных в ходе исследования потребительских расходов. Сейчас вес товаров считается на основании двухлетнего периода, а с 1 февраля будут использоваться данные только за один год. Так, расчет веса товаров для определения значения инфляции в 2022 году основывался на ценах 2019 и 2020 годов, но в этом году уже будет основываться исключительно на ценах 2021 года.
«В 2021 году из-за пандемии расходы домохозяйств были сильнее смещены в сторону потребления товаров, а не услуг, чем в среднем за период 2019–2020 годов. А темпы инфляции сейчас внутри категории товаров ниже (в некоторых из них, вроде подержанных автомобилей, вообще происходит снижение цен), чем внутри категории услуг. Это может привести к понижательному влиянию на показатель инфляции или ее более быстрому замедлению по сравнению с ситуацией, в которой методика бы не менялась», — прокомментировал изменения управляющий активами УК «Система Капитал» Дмитрий Терпелов.
Однако он предположил, что ФРС при принятии решения о ставке будет больше смотреть на динамику цен в отдельных компонентах (например, отдельно по категории услуг, повышенные темпы роста цен на которые Пауэлл отмечал ранее), а также на темп роста заработных плат и инфляционные ожидания. Это, скорее всего, в любом случае сгладит или частично нивелирует влияние методологических изменений на решения по денежно-кредитной политике, заключил Терпелов.
По мнению руководителя отдела экономического и отраслевого анализа ПСБ Евгения Локтюхова, такое техническое действие, как корректировка методики расчета, не способно существенно изменить тренд на поступательное торможение инфляционных процессов в США, которое началось осенью прошлого года.
Эксперт полагает, что рост индекса потребительских цен в США продолжит замедляться и в январе достигнет 6,1–6,2% против 6,5% в декабре.
«Тренд на ослабление темпов роста потребительских цен выглядит достаточно устойчивым и поддерживается как монетарными факторами и жесткой политикой ФРС, так и ослаблением экономической активности, стабилизацией ситуации на рынках энергоносителей и завершением логистических шоков», — пояснил Локтюхов. По его оценкам, к концу года инфляция в США вернется к 2,5–3%, вплотную приблизившись к целевым ориентирам ФРС.
Что будет с американским рынком акций в этом году
В 2022 году индекс S&P 500 обвалился на 18,4%, что стало самым значительным падением с 2008 года. Среди наиболее неблагоприятных факторов для рынка — рост ставки ФРС на фоне разгона инфляции. Однако уже в январе индекс начал восстанавливаться, прибавив за месяц 6,2%. Оптимизм инвесторов был связан в том числе с ожидаемым переходом ФРС к «голубиной» политике.
По итогам основной торговой сессии во вторник, 31 января, S&P 500 достиг отметки 4076,59 пункта.
Все негативные сценарии ужесточения процентной политики ФРС, скорее всего, уже заложены в котировки, полагает начальник отдела анализа банков и денежного рынка ИК «Велес Капитал» Юрий Кравченко.
«При этом даже если фактический старт снижения ставок в США будет отложен на 2024 год, инвесторы, скорее всего, будут готовиться к этому процессу гораздо раньше и начнут отыгрывать смягчение политики уже в текущем году. В то же время аппетит инвесторов к риску вырастет только в том случае, если переход к смягчению ДКП будет вызван победой над инфляцией, а не усилением рецессионных рисков в США», — заметил он.
«Не следует забывать, что рост ставки ФРС оказывает свое влияние на экономику с лагом по времени, попутно увеличивая стоимость обслуживания долга. Для экономики, перегруженной долгами, зомби-компаниями и облигациями с мусорным рейтингом, это крайне серьезный риск», — напомнил инвестиционный стратег ИК «Алор Брокер» Павел Веревкин.
По его мнению, говорить о том, что плохие времена для рынка США остались позади, преждевременно. Без стимулирующей политики риск падения индекса S&P 500 в район 3200 пунктов значительно выше, чем вероятность обновления исторических максимумов, уверен Веревкин.
Управляющий активами УК «Система Капитал» Дмитрий Терпелов также негативно смотрит на перспективы американского рынка акций. Согласно базовому сценарию, S&P 500 завершит год вблизи отметки 3600 пунктов. Эксперт указал на давление на прогнозы по корпоративным прибылям, которые выглядят завышенными с учетом того, что экономика, вероятно, продолжит замедляться. Терпелов также допустил, что ФРС сохранит относительно жесткую риторику.
«Индекс, вероятно, может сместиться ниже этих отметок в первой половине года, но начнет восстанавливаться во втором полугодии на ожидании прохождения пика негативных пересмотров прогнозов по прибылям и постепенном смягчении риторики ФРС по мере замедления инфляции», — спрогнозировал он.
Руководитель отдела экономического и отраслевого анализа ПСБ Евгений Локтюхов ожидает недлительную рецессию в развитых странах, что предполагает снижение S&P 500 к уровню 3000 пунктов.
«Но к середине года, если появятся признаки стабилизации ситуации в экономике США и Европы, а финансового кризиса удастся избежать, ожидания по росту корпоративных прибылей и, соответственно, настроения на американском рынке акций начнут улучшаться. Поддержку способна оказать и крепость экономики КНР, выходящей из карантинных ограничений», — пояснил Локтюхов.
В таком случае второе полугодие может стать «достаточно трендовым» — эксперт не исключил, что S&P 500 к концу года отыграет большую часть потерь и вернется к текущим уровням 4000–4100 пунктов.
По прогнозам стратега Freedom Finance Global Михаила Степаняна, по итогам 2023 года S&P 500 снизится до 3750 пунктов.
«Мы полагаем, что ключевые негативные факторы остаются в силе: экономическая активность, вероятно, замедлится в течение первой половины 2023 года, что окажет давление на занятость и потребление домохозяйствами в течение года. Замедление роста ВВП США в течение 2023 года обеспечит сдерживающий эффект на динамику выручки и маржу компаний США и, как следствие, приведет к слабо негативной динамике EPS по итогам текущего года», — объяснил Степанян. Однако он ожидает, что во второй половине года настроения будут улучшаться.