Инфраструктурные облигации: можно ли вложиться в Россию и заработать
Российские частные инвесторы заинтересованы в том, чтобы вкладывать деньги в экономику страны, считает директор департамента финансовой политики Минфина России Иван Чебесков. Об этом он рассказал на форуме «Стратегическая сессия российского долгового рынка», организованном рейтинговым агентством «Эксперт РА».
Подчеркивая значимость долгового рынка как источника финансирования, представитель Минфина заявил: «Помимо облигаций федерального займа, которые все знают и которые размещаются очень эффективно и активно, я бы хотел отметить инфраструктурные облигации, которые выпускает «Дом.РФ».
Что такое инфраструктурные облигации?
Инфраструктурные облигации выпускают для финансирования долгосрочных проектов за счет долгового рынка, а не из государственного бюджета. Таким образом средства привлекали, например, для строительства ТЭЦ во Владимирской области, очистных сооружений в Нижнем Новгороде и участка междугородней трассы в Самарской области. «Мне кажется, этот механизм будет масштабироваться и будет работать, потому что на инфраструктуру нужно значительно больше денег, чем есть ресурсов у бюджета», — полагает Чебесков.
С 2021 года финансовый институт развития в жилищной сфере «Дом.РФ» запустил собственные облигации для льготного финансирования проектов региональной инфраструктуры. Он выступает поручителем по своим выпускам — дает инвесторам гарантию на выплату купонного дохода и погашение облигаций, в том числе обязуется выкупить выпуск в случае дефолта.
Средства от размещения инфраструктурных облигаций «Дом.РФ» выдает регионам в качестве кредита на срок до 15 лет под льготную ставку 3–4%, что возможно благодаря государственным субсидиям. Займы конкретным застройщикам выдаются под гарантии субъекта России.
Объем выпуска инфраструктурных облигаций в 2021–2024 годах составляет ₽150 млрд. Президент России Владимир Путин поручил правительству увеличить сумму до ₽300 млрд.
«РБК Инвестиции» решили выяснить, действительно ли для инвесторов привлекательны такие бумаги и в чем недостатки инфраструктурных облигаций.
Инфраструктурные облигации не привлекают частных инвесторов
Сейчас на рынке доступны четыре выпуска инфраструктурных облигаций общим объемом ₽45 млрд. «Совокупный объем торгов (режим T+ и РПС) по этим облигациям в 2023 году составил около ₽1,8 млрд», — рассказали в пресс-службе Дом.РФ.
По данным на 3 марта, доходность последней сделки с этими бумагами составляла 8,86%, 9,11%, 9,64%, еще один выпуск неликвидный. Такие доходности непривлекательны для частных инвесторов, уверен член совета Ассоциации владельцев облигаций (АВО) Александр Беркунов. Он пояснил, что традиционно доля физических лиц выше в инструментах с наиболее высоким риском — в сегменте высокодоходных облигаций она может доходить до 100%, тогда как в менее доходных ОФЗ «физиков» почти нет.
Держателей инфраструктурных облигаций привлекает возможность профинансировать развитие регионов, считает Чебесков: «В чем привлекательность — в том, что, во-первых, это участие в экономике, участие в строительстве инфраструктуры в стране, что также для многих инвесторов становится важной частью инвестирования». Также он добавил, что инфраструктурные облигации отличает низкий риск за счет гарантий со стороны регионов.
Могут ли инфраструктурные облигации заменить корпоративные бонды, ОФЗ и вклады: мнение экспертов
Рядовому инвестору интересны при выборе облигаций или высокая доходность и знакомое имя эмитента, или прозрачность финансовой модели организации, отметил руководитель отдела аналитики долгового рынка «Ренессанс Капитала» Алексей Булгаков.
Существенные недостатки для частных инвесторов — низкие ликвидность и доходность этих бумаг, предупредил портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Евгений Жорнист. На торгах Мосбиржи инфраструктурные облигации почти не пользуются спросом: в ликвидных выпусках объем сделок за последнюю неделю колеблется в диапазоне от ₽1 тыс. до ₽217 тыс. в день.
По словам эксперта УК «Альфа-Капитал», частные инвесторы могут выбрать вклады, для которых есть гарантия государства на сумму до ₽1,4 млн, или более доходные корпоративные облигации с более высоким, но приемлемым риском: «Желание привлечь инвесторов понятно и логично, но есть большое количество альтернатив на рынке».
«Сейчас крупные компании с А-рейтингом выходят на рынок с выпусками, которые предлагают доходности выше 13,5%, тогда как еще два года назад такую премию к ОФЗ в этом сегменте трудно было представить. На их фоне инфраструктурные облигации выглядят гораздо менее привлекательно для частных инвесторов», — отметил член совета АВО Александр Беркунов.
Эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов считает, что инфраструктурные облигации не заменят вклады из-за сложности, но могут быть привлекательнее ОФЗ: «Инфраструктурные облигации позволяют получить небольшую премию по доходности над ОФЗ при сопоставимом уровне надежности — рейтинг ААА по национальной кредитной шкале. Однако назвать их полноценной альтернативой вкладам для среднестатистического розничного инвестора все же нельзя — это более сложный инструмент».
Более того, инфраструктурные облигации, которые в прошлом выпускались под поручительство регионов, имеют сомнительную репутацию, напомнил руководитель отдела аналитики долгового рынка «Ренессанс Капитала» Алексей Булгаков. Так, в 2008 году Московская область переложила не выплаченный ранее кредит в краткосрочные облигации на ₽33 млрд, однако допустила дефолт по обязательствам перед инвесторами на фоне последствий мошенничества бывшего министра финансов Московской области Алексея Кузнецова.
Как государству привлечь частных инвесторов в корпоративные облигации?
«Это вечный вопрос, который стоит перед нашими регулирующими органами очень давно: как привлечь частные деньги для инвестирования в долгосрочные проекты? Правильный ответ — никак», — сказал Алексей Булгаков. Он пояснил, что инвестиции в долгосрочные облигации исторически всегда падают из-за неопределенности.
Александр Беркунов из Ассоциации владельцев облигаций (АВО) отметил, что привлечь средства в государственный и инфраструктурный долг было бы возможно с помощью отмены НДФЛ — такая льгота существовала до 2021 года. АВО в 2022 году обращалась с инициативой о возврате льготы по НДФЛ, однако ЦБ поддержал идею лишь частично, ограничив ее высокотехнологичными компаниями, а Минфин не увидел необходимости в возврате льготы на НДФЛ.
«Сейчас же становится очевидным, что внутренний ресурс заимствований через бонды у физических лиц становится особенно значимым для экономики, но государство по-прежнему медлит с таким очевидным стимулом, как льгота по купону», — пояснил Беркунов.