ГТЛК решит проблемы с выплатами по еврооблигациям в течение 2023 года
АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) решит проблемы с выплатами по еврооблигациям в течение 2023 года. Об этом «РБК Инвестициям» рассказал первый заместитель генерального директора ГТЛК Михаил Кадочников. Причем он не исключил помощи государства.
Кадочников подчеркнул, что европейские «дочки» ГТЛК — GTLK Europe Capital и GTLK Europe Designated Activity Company — выпускали евробонды и обслуживали долг обособленно от материнской структуры, не выводя деньги на счета в России. Это, по его словам, и является отличительной особенностью ситуации ГТЛК в сравнении с выплатами других компаний.
GTLK Europe DAC создана в Ирландии в 2012 году, в том числе под запросы «Аэрофлота», но находила и европейских клиентов. Еще один крупный лизингополучатель GTLK Europe — Qatar Airways. На начало 2022 года портфель компании составлял около $4 млрд. Чистая прибыль GTLK Europe в 2021 составила $25 млн, операционная прибыль — $44,7 млн, выручка — $360 млн.
Международный лизинг авиационного и водного транспорта ГТЛК осуществляет через зарубежную платформу GTLK Global Business, которая была создана как группа дочерних компаний АО «ГТЛК». В частности, в зарубежную платформу GTLK Global Business входили GTLK Europe DAC (Ирландия), GTLK Asia Limited (Гонконг), GTLK Middle East (ОАЭ).
В собственности зарубежных структур — 74 самолета, 37 из них находятся в России и продолжают эксплуатироваться российскими авиакомпаниями. 37 самолетов — за рубежом, они «частично заблокированы» и физически находятся в Европе.
Из-за санкций трудности с проведением платежей по еврооблигациям испытывают все российские компании, выпускавшие такие бумаги. При этом для них установлена обязанность исполнять обязательства перед российскими инвесторами. В качестве способов исполнения обязательств компаниям предложили выпустить замещающие облигации (указ президента № 430) или делать выплаты в рублях на обособленные счета Д (указ президента № 529).
В указе № 430 говорится об обязанности компаний по исполнению обязательств перед российскими держателями ее евробондов и о том, что эти обязательства могут быть исполнены посредством выпуска аналогичных бумаг (с таким же размером купона и сроком погашения, что у еврооблигаций) в российском периметре.
Однако представители ГТЛК утверждают, что указ президента № 430 не предусматривает их случай.
«Предложенный механизм предполагает с нашей стороны миграцию пассива или долга с европейской [компании] на баланс материнской компании без привязки к тому активу и денежному потоку, который останется в Европе. Это может оказать негативные последствия на финансовую модель российской ГТЛК. С учетом того что на российской материнской компании достаточно задолженностей перед локальными кредиторами — почти ₽600 млрд, это может повлиять не только на стабильность самой ГТЛК, но и привести к негативным последствиям для транспортной отрасли и финансового сектора», — считает Кадочников.
Для решения проблемы ГТЛК предложило российским регуляторам изменить указ президента № 430. В том числе определить дополнительный источник обслуживания и погашения «нового» долга. Также компания сформулировала предложения по процедуре обмена бумагами в российской инфраструктуре с целью сохранения периметра инвесторов.
Держатели европейских бондов компании уже начали выступать с претензиями к ГТЛК. В конце прошлого года УК «Первая» подала иск на ₽3,15 млрд. Другие держатели бондов также подавали иски к структурам ГТЛК, в частности «Росгосстрах Жизнь» и НС Банк, которые потребовали ₽6,4 млн и чуть менее ₽18 млн соответственно. Кроме того, группа частных инвесторов готовит коллективное заявление. По ее оценке, с апреля 2022 года по март 2023 года компания должна была выплатить всем держателям ее бумаг порядка $180 млн, писал РБК.
«Шансы истцов достаточно высоки. Несмотря на то что размещались еврооблигации от европейской структуры ГТЛК, российская компания является материнской и выступает поручителем. В отличие от ситуации с компаниями Veon и «Вымпелком» здесь все гораздо проще с точки зрения перспектив и шансов истцов», — считает партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель.
В середине февраля аналитики «Ренессанс Капитала» также обратили внимание (материал есть в распоряжении «РБК Инвестиций»), что утверждение о некоей особой ответственности GTLK Europe по евробондам ГТЛК и ее автономности от АО не имеет под собой никаких оснований — еврооблигации GTLK Europe Capital имеют структуру гарантированных облигаций с поручительствами как от GTLK Europe, так и от АО «ГТЛК». С точки зрения держателей еврооблигаций ГТЛК обязательства перед ними как GTLK Europe DAC, так и АО «ГТЛК» абсолютно равнозначны, считают эксперты «Ренессанс Капитала».
Управляющий партнер адвокатского бюро «Технология права», адвокат Юлия Майорова обращает внимание на то, что в отчетности ГТЛК по МСФО есть информация о признании обязательств по евробондам. Также в эмиссионных документах ранее декларировалось, что выручка от размещения бумаг будет направлена на общие корпоративные цели группы, включая рефинансирование существующей задолженности. «У ГТЛК отсутствуют какие-либо «особенности», которые бы требовали особого отношения к данному юрлицу», — полагает Майорова.
Некоторые инвесторы пытались решить вопрос в досудебном порядке и несколько раз связывались с ГТЛК. Однако ответы были разные — вплоть до отрицания причастности материнской компании к выплатам. Как пишет «Интерфакс», по данным, которые приводила сама ГТЛК в своей презентации, совокупная доля держателей через Национальный расчетный депозитарий (НРД) и подчиненные депозитарии составляла по состоянию на прошлый год 42% (около $1,4 млрд) от общего объема выпусков еврооблигаций компании. Из них 28,7% приходится на физических лиц, еще 19,6% — на банки, доля управляющих компаний составляет 9,4%, страховых компаний — 9,1%.
Начальник аналитического отдела ИК «РИКОМ-ТРАСТ» Олег Абелев уверен, что случай ГТЛК нельзя назвать уникальным, поскольку многие эмитенты еврооблигаций из России могут попасть в похожую ситуацию — когда европейские счета заблокированы, а на российских недостаточно денег для обслуживания долгов по евробондам. Однако есть и одно отличие.
«Проблема в том, что для выплат в рублях либо для выпуска замещающих облигаций необходимо разморозить средства на счетах GTLK Europe. Для этого требуется решение суда, однако в эмиссионных документах евробондов есть оговорка, что у российских судов нет компетенции рассматривать этот вопрос, рассматривать это дело должны суды в Лондоне. Но в нашей стране местный суд имеет верховенство над международным. И как здесь перенести дело в недружественную юрисдикцию — непонятно», — подчеркивает Абелев.
Помимо проблем с передачей долгов от европейской компании к материнской, есть еще одна проблема, считает управляющий директор ИК «Иволга Капитал» Дмитрий Александров. По его словам, ГТЛК специально затягивает дело с выплатами по евробондам, чтобы поддержать ликвидность. Поскольку весь бизнес, на котором строилась компания, а именно авиализинг, а также лизинг морских и речных судов, сейчас поддерживать крайне тяжело.
Единственным акционером ГТЛК является Российская Федерация, права акционера осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации.