Неэффективный рынок — возможности для инвесторов: как на этом заработать
Текущий состав участников российского рынка акций сложился в марте 2022 года. Когда после почти месячного перерыва возобновились биржевые торги, за бортом в силу введенных ограничений остались практически все институциональные иностранные инвесторы, чья совокупная доля в обороте достигала 40%.
Чуть позже были ограничены продажи российских акций, получаемых путем конвертации из депозитарных расписок (лимит — 0,2% в сутки для бумаг, которые куплены после 1 марта 2022 года). На этом фоне, с одной стороны, уменьшились в три-четыре раза объемы торгов на бирже, с другой стороны, стала гораздо заметнее роль частных инвесторов, на долю которых приходится теперь более 80% оборота.
Основной минус «институционального дефицита» заключается в нехватке покупателей, опирающихся прежде всего на фундаментальные оценки активов и способных крупными сделками сглаживать краткосрочные ценовые дисбалансы. В дополнение к этому страдает уровень коммуникаций, полнота добровольного раскрытия информации компаниями-эмитентами, хотя число инфоповодов только увеличилось: санкции, регуляторные, налоговые изменения и т. д. Зато в информационное поле активно включаются телеграм-каналы.
Совокупность этих факторов усилила волатильность, особенно в низколиквидной части рынка. Мы наблюдали взлеты (зачастую с последующими падениями) акций второго-третьего эшелонов на десятки процентов без видимых причин — взгляните на графики «Красного Октября», «Лензолота», «Мостотреста», «Белона». Из свежих историй, например, апрельский «забег» в бумагах транспортного сектора, среди которых «КамАЗ», «АвтоВАЗ», ЗИЛ, ДВМП и НМТП.
Нельзя сказать, что резкие движения происходят на фоне низкой активности торгов. Дневные обороты могут достигать нескольких миллиардов рублей, что сопоставимо с объемами сделок с акциями «Газпрома» или Сбербанка. Более того, волатильность затрагивает и самих крупнейших эмитентов — вспомним сравнительно недавнюю динамику бумаг ВТБ или «Аэрофлота» (хотя амплитуды колебаний в данных случаях, конечно, скромнее).
Регулятор и биржа тоже обращают внимание на эту ситуацию. Эксперты ЦБ отдельно отметили волатильность акций третьего эшелона в обзоре рисков финансового рынка, указав на подверженность розничных инвесторов эмоциональным решениям. Мосбиржа, со своей стороны, для борьбы с необоснованными движениями котировок уменьшила до 10% предельное отклонение цен в заявках по некоторым особо отличившимся инструментам.
Эффективность рынка объективно снизилась. Это значит, что котировки могут в моменте сильно отклоняться от справедливой стоимости активов, особенно во время выхода тех или иных новостей. Даже вполне ожидаемые события, такие как невыплата дивидендов за 2022 год металлургами (ММК, «Северсталью»), приводят к снижению акций на 3–5%. Или сообщение о том, что совет директоров «Сургутнефтегаза» рассмотрит повестку годового собрания акционеров, включая стандартный вопрос о дивидендах, вызывает рост бумаги на 4% за час.
Впрочем, неэффективный рынок — это не только риски. Это еще и возможности для инвесторов, которые внимательно следят за динамикой акций, а главное — понимают долгосрочные перспективы эмитентов. Какими бы ни были колебания, на длинном горизонте цены на акции будут стремиться к равновесию с их фундаментальными оценками. Поэтому текущие аномалии вполне можно использовать.
Как именно? Прежде всего — оценивать влияние поступившей информации на фундаментальную стоимость компании и соотносить это с реакцией рынка. Если снижение или рост были чрезмерными, то принимать соответствующие решения по портфелю. Наращивать позицию, когда падение избыточно, сокращать — в противоположной ситуации. Отмечу, что эти советы, конечно, предполагают долгосрочное инвестирование, ни в коем случае не попытки играть на волатильности рынка, что может привести к серьезным убыткам.
Именно так стараются действовать профучастники, ориентирующиеся на долгосрочное управление средствами клиентов. Тем более что у них зачастую сохраняется возможность контактировать с менеджментом компаний-эмитентов для лучшего понимания положения дел и прогнозирования. С этой точки зрения, на мой взгляд, преимущества доверительного управления стали еще более очевидными по сравнению с ситуацией до февраля 2022 года. Управляющим помогают не только фундаментальные подходы к оценке активов, но и системное управление рисками, в том числе требования по диверсификации вложений как со стороны регулятора, так и согласно внутренней политике компаний.
Тем же, кто предпочитает инвестировать самостоятельно, можно посоветовать опираться лишь в последнюю очередь на масштаб падения котировок. Безусловно, у каждого есть шанс «прокатиться» на 30%-ном росте некой бумаги в течение одного-двух дней. Однако в большинстве случаев (если вы сами не организатор «ралли») такой результат будет «ошибкой выжившего» — регулярно повторять успех на длинном горизонте вряд ли удастся.
Материал носит исключительно ознакомительный характер и не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.