МТС отчитался за 2023 год: как банк драйвит бизнес всей группы
5 марта Группа МТС представила финансовую отчетность по МСФО за четвертый квартал прошлого года и за весь 2023 год. По итогам четвертого квартала консолидированная выручка увеличилась на 18% год к году, до ₽168 млрд. Рост показателя OIBDA составил 3,9%, до ₽56,7 млрд. Чистая прибыль в четвертом квартале достигла ₽16,1 млрд (рост в три раза год к году), а по итогам всего 2023 года прибыль МТС выросла на 67%, до ₽54,6 млрд.
Как отмечают в компании, рост показателей обусловлен устойчивым увеличением доходов от телекоммуникационных услуг, существенным ростом показателей финтех-направления, восстановлением продаж в розничном бизнесе, а также сильной динамикой рекламного направления.
Дальнейшим позитивом для компании может стать объявление рекомендации по дивидендам, считают аналитики телеграм-канала «Мои Инвестиции». Эксперты ожидают, что выплаты по итогам 2023 года могут составить ₽34,29 на акцию, что предполагает доходность на уровне 12%. Также благоприятно может сказаться и возможное публичное размещение МТС Банка.
В феврале стало известно о планах провести IPO МТС Банка уже весной этого года. Ранее эксперты, опрошенные РБК, допускали, что объем размещения будет относительно небольшим, до ₽10 млрд. Однако это связано с ограниченностью емкости российского рынка из-за ухода иностранных инвесторов. Успех размещения МТС Банка, по мнению экспертов, во многом будет зависеть от установленной оценки актива. Согласно прогнозам опрошенных РБК аналитиков, кредитная организация может быть оценена в 1,1–1,4 капитала.
В случае первичного размещения акций МТС Банк станет вторым с 2023 года банком, вышедшим на Московскую биржу. В прошлом году Совкомбанк провел IPO, в ходе которого финансовой организации удалось привлечь ₽11,5 млрд.
Вклад МТС Банка в бизнес всей группы заметно вырос за год: если в 2022 году чистая прибыль группы составляла ₽32,6 млрд (при прибыли банка в ₽3,3 млрд), то в 2023-м прибыль составляет ₽12,5 млрд при общем показателе в ₽54,6 млрд.
Более того, по итогам четвертого квартала розничный кредитный портфель банка вырос на 33%, до ₽339,1 млрд, а прирост комиссионных доходов составил 56% в годовом исчислении.
Значение банка в общем росте МТС теперь сопоставимо с телеком-бизнесом, то есть финансовая организация стала одним из ключевых факторов роста всей группы, отмечает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. Как уточняет эксперт, сейчас на финтех-сегмент приходится 33% общего прироста выручки группы МТС в абсолютном выражении.
МТС Банк входит в топ-30 кредитных организаций России по величине чистых активов, а также в топ-15 по розничному портфелю ссуд, согласно данным платформы «Финуслуги». На фоне высокой оценки рыночной позиции банка рейтинговое агентство «Эксперт РА» в феврале этого года подтвердило рейтинг кредитоспособности организации на уровне ruА. Среди прочего в агентстве выделили высокие позиции банка в сегменте кредитных карт, а также рост объема портфеля розничных ссуд на 33%.
Чистые активы банка — это основной показатель рейтинга финансовой организации, который оценивает стоимость активов банка за вычетом его долговых обязательств. Чем выше этот показатель, тем крупнее и устойчивее банк.
Перспективы МТС Банка
У МТС Банка есть все возможности и дальше расти быстрее рынка, полагает Суверов. Финансовая организация фокусируется на прибыльных сегментах розницы, таких как кредиты наличными, POS-кредитование. «Здесь он растет быстрее рынка, а в POS занимает первое место по объему портфеля и выдач», — добавляет эксперт.
Важное преимущество для банка — это снижение стоимости привлечения клиентов, подчеркивает он. «Стоимость привлечения клиента для цифровых банков в последнее время растет. Сегодня она может превышать ₽5 тыс. У МТС Банка есть доступ к базе клиентов и большим данным МТС, поэтому у него затраты растут медленнее, чем доходы, а коэффициент CIR (отношение операционных расходов к доходам. — «РБК Инвестиции») снизился с 35% до 31% на фоне роста бизнеса. Как правило, у банков, наоборот, CIR растет с ростом бизнеса», — приводит цифры эксперт.
Более того, у банка есть доступ к данным и технологиям МТС, поэтому он делает ставку на цифровые каналы обслуживания. Такая возможность позволяет составлять персонализированные предложения для клиентов, а также улучшать сервис и быстро запускать продукты, востребованные у новых поколений клиентов, подытожил Суверов.