Путин разрешил проводить сделки ПИФ с пакетами в стратегических компаниях
Президент Владимир Путин разрешил проводить сделки с паевыми инвестиционными фондами, если в их активах есть пакеты в стратегических компаниях в пределах 1% от капитала. Ранее такие сделки были запрещены указом № 520.
Указ № 520 от 5 августа 2022 года запрещает нерезидентам из недружественных России стран продавать активы, кроме как по специальному разрешению главы государства. Из-за того что среди пайщиков есть нерезиденты, российские управляющие компании потеряли с августа 2022 года возможность управлять портфелями ПИФов в соответствии со стратегиями, так как им запрещено покупать и продавать российские акции стратегических предприятий, подпадающих под действие 520-го указа. Действие указа было продлено до 31 декабря 2025 года.
Ранее Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) направляла в администрацию президента письмо с просьбой рассмотреть возможность исключить применение требований указа к операциям с обращающимися на российских фондовых биржах акциями стратегических предприятий, которые совершают управляющие компании при осуществлении доверительного управления ПИФами.
По данным НАУФОР, на июнь прошлого года количество фондов, в которых есть физические лица — нерезиденты, составляет 287 штук (14,7% от общего количества ПИФов). Общее число пайщиков в этих фондах — 8,66 млн, а нерезидентов — чуть больше 21 тыс. человек (0,24% от общей доли). При этом совокупная стоимость чистых активов таких фондов составляет ₽1,05 трлн, из которых на долю собственности иностранцев приходится менее ₽0,5 млрд.
В январе 2024 года в интервью «РБК Инвестициям» глава Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексей Тимофеев описывал ситуацию с замороженными акциями стратегически значимых компаний внутри ПИФов из-за указа президента № 520 как одну из самых досадных вещей на российском рынке, которые никак не исправляются. По его словам, из-за этой неразрешимой на тот момент проблемы российские пайщики ПИФов несли огромные потери. «Понятно, что если доля стратегической компании в портфеле ПИФов ничтожна, то операции с ее паями не должны ограничиваться просто потому, что в числе пайщиков есть нерезиденты», — объяснял Тимофеев.