Юань, валютные бонды и IPO: три идеи для вложения капитала на 2024 год
Первичные размещения вызвали интерес со стороны институциональных и розничных инвесторов. С начала 2024 года более 350 тыс. физических лиц участвовали в IPO, это около 3% от общего количества активных физлиц на фондовом рынке. При этом меньше 1% открыли брокерские счета именно потому, что хотели поучаствовать в листинге. То есть существенного притока новой ликвидности первичные размещения не вызвали, а с учетом текущих высоких ставок есть риски оттока средств инвесторов в другие инструменты, в том числе в долговой рынок и банковские вклады.
Бум IPO продолжится
Старший управляющий директор Московской биржи по взаимодействию с эмитентами и органами власти Елена Курицына отметила конкуренцию за ликвидность с другими банковскими и биржевыми продуктами. Однако, по ее словам, несмотря на высокую ставку, пока проблем с привлечением средств у эмитентов не возникало. «Повышение ставки началось еще прошлым летом, однако это не помешало практически всем размещаемым с тех пор эмитентам привлечь средства. IPO готовится обычно 9–12 месяцев. Это означает, что даже при самых высоких ставках, которые были на нашем рынке, институциональные и частные инвесторы продолжали выбирать именно публичные размещения. Те уникальные экономические условия, которые сейчас сложились и в экономике, и на рынке капитала, позволяют и в дальнейшем компаниям успешно размещаться и привлекать денежные средства инвесторов», — считает Курицына.
Первый заместитель министра экономического развития России Илья Торосов полагает, что именно IPO может решить проблему с нехваткой финансирования для ряда проектов. «Сейчас есть очень много проектов, главный вопрос для которых — это привлечение капитала. IPO — это, конечно, то, что нам сейчас нужно, и сейчас такой рынок, который позволяет расти и искать новые возможности. Думаю, что это тренд, которым надо сейчас пользоваться всему рынку: и бизнесу привлекать средства инвесторов, делать компании публичными, и инвесторам выгодно вкладываться именно в российскую экономику», — отметил Торосов.
Заместитель начальника управления продаж инвестиционных продуктов Private Banking и Привилегия ВТБ Евгений Береснев также отметил высокий спрос клиентов банка на новые размещения. «На одном из относительно недавних IPO мы собрали рекордный объем заявок на рынке физлиц — ₽37 млрд. При этом мы ожидаем дальнейшего роста спроса. Его вместимость мы оцениваем в диапазоне ₽100–130 млрд, а компании сейчас выходят на рынок с относительно небольшими пакетами в ₽5–15 млрд. Отсюда и проблемы с аллокацией». По мнению Береснева, компаниям, выходящим на биржу, стоит очень аккуратно подходить к оценке и «не обижать инвесторов». «Нужно давать инвесторам возможность заработать, тогда они в дальнейшем придут и на SPO и будут держать акции долгосрочно, а не спекулировать», — полагает он.
Генеральный директор и акционер «Группы Астра» Илья Сивцев рассказал об опыте публичного размещения. Компания провела IPO в октябре 2023 года. Инвесторы выставили заявки более чем на ₽72 млрд, спрос превысил предложение в 24 раза. В апреле 2024-го «Астра» провела SPO и привлекла еще ₽11,7 млрд. По словам Сивцева, для компании публичное размещение — это не всегда источник финансирования.
Могут быть и совсем другие задачи, в том числе это мотивация собственных сотрудников и маркетинг. «Нужно показать технологическим партнерам и заказчикам, что мы серьезные и надолго. Потому что, когда человек меняет базу данных, допустим, в своем предприятии или операционную систему, — это трансформация инфраструктуры на десятилетия. И он выбирает себе партнера на все это время. И при прочих равных он с большей вероятностью сделает ставку именно на публичную компанию с открытой отчетностью, с выстроенной системой управления, с понятной бизнес-моделью, с возможностью фондирования. Сотрудничая с публичной компанией, ты защищаешь себя от рисков. Это некая гарантия и подтверждение стабильности партнера», — отметил Сивцев.
Редомициляция продолжается
Возвращение компаний в российскую юрисдикцию стало одним из основных трендов 2023–2024 годов. Первый заместитель министра экономического развития России Илья Торосов уверен, что смена юрисдикции публичными игроками — это лишь первый шаг к бурному развитию так называемых российских офшоров. «В прошлом году более чем в два раза рост тех, кто переехал: 200 компаний. В этом году за пять месяцев еще 90. То есть мы выходим сейчас на 418 компаний. При этом переезжают не только публичные компании, есть уже и два крупных личных фонда, например. Я думаю, что к концу года будет 500 компаний», — спрогнозировал Торосов.
По мнению первого замглавы Минэка, продолжением такого массового тренда станет столь же массовый выход части этих компаний на биржу. Также Торосов отметил, что последние налоговые изменения не касаются САР, где действует специальный налоговый режим. А значит, территории могут стать еще более привлекательными в том числе для молодых компаний.
Специальный административный район (САР) — это территория с гибким режимом налогового и валютного регулирования для компаний, принявших решение о переводе из иностранной юрисдикции в российскую. Режим САР функционирует на острове Русский (Приморский край) и острове Октябрьский (Калининградская область) с августа 2018 года.
Юань и квазивалютный долг
Гости мероприятия также обсудили растущую роль юаня в российской и мировой экономике. В частности, Евгений Береснев раскрыл некоторые планы ВТБ в этом направлении. «Юань — прекрасная валюта для инвесторов», — считает Береснев и отмечает высокий спрос на нее со стороны клиентов банка. Объем юаневых депозитов, по его словам, сейчас составляет более 16 млрд в китайской валюте, у банка есть планы занять до 25% этого рынка к концу года.
При этом эмитенты все чаще отказываются от юаневых бондов в пользу долларовых с расчетами в рублях. Такие облигации уже выпустили компании «ФосАгро» и «Полюс».
Заместитель генерального директора «ФосАгро» по финансам и международным проектам Александр Шарабайко рассказал, что емкость юаневого рынка в России пока исчерпала себя. «Если попробовать завтра переконвертировать весь долг в юань, я думаю, скорее всего, это не получится сделать. Такого объема нет. И это мы говорим о не самом большом заемщике — компании «ФосАгро», — отметил Шарабайко. Однако топ-менеджер также рассказал, что компания все равно находится в поисках юаневой ликвидности и сейчас прорабатывает вопрос размещения облигаций на внутреннем рынке Китая.
Генеральный директор «Полюса» Алексей Востоков среди главных причин роста квазивалютного долга компании называет увеличение капитальных затрат на фоне подготовки к старту разработки месторождения Сухой Лог. По словам Востокова, компания протестировала спрос на такие инструменты со стороны инвесторов: «Компания недавно разместила долларовые бонды на $150 млн по ставке 6,2%. Мы специально сделали номинал $100 для того, чтобы физические лица могли приобретать этот инструмент. Плюс мы сделали выплату купона ежемесячной». Юаневые бонды, по мнению Востокова, менее привлекательны для эмитента в силу некоторого дефицита юаней на российском рынке.
А вот директор по корпоративным финансам «Русала» Алексей Гренков видит потенциал именно в юаневом долге. «Если говорить с финансовой точки зрения, то наша стратегия в принципе не поменялась. Мы сейчас, как и раньше, сфокусированы на заимствованиях в юанях, долговой портфель компании сформирован почти на 90% в юанях». Топ-менеджер отметил, что подобной стратегии компания планирует придерживаться и впредь.