ЦБ не будет обособлять госдолг и муниципальные бонды с одним рейтингом
Банк России сделал послабление для некоторых эмитентов, которые раскрывают информацию рынку в недостаточном объеме. В результате публичных обсуждений проекта указания «О внесении изменений в Положение Банка России от 24 февраля 2016 года № 534-П «О допуске ценных бумаг к организованным торгам» регулятор внес исключения в первоначальное требование о наличии кредитных рейтингов, присвоенных не менее чем двумя кредитными рейтинговыми агентствами. С таблицей замечаний и предложений, которые высказали участники рынка, и с решениями по ним ознакомились «РБК Инвестиции».
В окончательном варианте документ планируется принять до конца этого года, сообщил журналистам в кулуарах финансового конгресса ЦБ первый зампредседателя Банка России Владимир Чистюхин. По его словам, регулятор «очень торопится» с изданием документа и уже обсудил детали процедуры с участниками рынка.
В марте 2022 года российские эмитенты ценных бумаг получили возможность полностью или частично не раскрывать корпоративную информацию на основании постановления правительства № 351, однако 1 июля 2023 года срок действия этого решения истек. Вместо него правительство приняло постановление № 1102 от 4 июля 2023 года, которое позволяет в ряде случаев не раскрывать чувствительную к санкционным рискам информацию, но не предполагает возможности для компаний не сообщать баланс и отчет о финансовых результатах.
В конце ноября 2023 года президент Владимир Путин подписал указ, который позволяет ряду нефтяных и обслуживающих топливно-энергетический комплекс компаний самим определять объем раскрываемой информации.
Первый заместитель председателя ЦБ Владимир Чистюхин в декабре 2023 года напомнил, что регулятор вправе направлять бирже предложения об исключении эмитента из высшего котировального списка, если он не раскрывает необходимые сведения.
«Любая компания, которая после оценки будет признана несоответствующей по раскрытию информации требованиям к компании, которая может содержаться в высшем котировальном списке, может быть исключена», — сказал представитель ЦБ. Он также подчеркнул, что регулятор будет пользоваться этим правом.
Какие облигации не будут обособлены
В новой редакции проекта указания право не быть включенными в обособленный список получат бумаги с одной кредитной оценкой:
- государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. Несколько муниципалитетов, у которых есть обращающиеся облигации, назвали требование к ним о двух кредитных оценках избыточным, так как их бюджетные параметры публично и так публикуются, информация и не прекращала раскрываться, а получение второй оценки потребует дополнительных расходов региональных и местных бюджетов;
- облигации международных финансовых организаций (МФО). Ряд эмитентов привели аргумент, что в России нет двух кредитных агентств с регламентированным процессом присвоения рейтинга международной организации, он только один — АКРА. То есть наличие двух кредитных оценок для МФО по умолчанию было бы невыполнимо;
- ценные бумаги иностранных государств и центральных банков.
Все остальные предложения отменить требование о двух кредитных рейтингах или заменить его на один кредитный рейтинг мегарегулятор принял решение не учитывать. ЦБ пояснил, что это условие необходимо для того, чтобы в котировальных списках находились облигации эмитентов с высоким уровнем платежеспособности. «В отношении облигаций, являющихся долговым инструментом, платежеспособность эмитента является основополагающим фактором. В целях подтверждения надежности эмитента облигаций предполагается введение требования о наличии кредитных рейтингов соответствующего уровня, присвоенных двумя кредитными рейтинговыми агентствами», — говорится в сводной таблице замечаний и предложений по проекту указания.
Таким образом, для того чтобы не быть включенными в обособленный список, большинству эмитентов придется получить две кредитные оценки.
Какие акции будут обособлены
Эмитенты акций также высказали свои замечания и предложения в ходе публичного обсуждения проекта указания. Основное их предложение заключалось в том, чтобы их не включали в список обособленных бумаг. Среди аргументов, которые привели компании:
- объем информации, который они не раскрывают, разрешен им действующим законодательством, поэтому для них нужно сделать исключение и не обособлять бумаги;
- повышаются риски санкций;
- термин «обособление» несет негативную окраску и используется для обозначения фактического запрета торгов по ценным бумагам, находящихся на обособленных счетах отдельных владельцев;
- срок шесть месяцев для выхода из списка обособленных слишком долгий и выглядит как карательная мера для тех, кто не раскрывается;
- практика по раскрытию информации не устоялась, поэтому обособление ценных бумаг эмитента только за один факт ограничения раскрытия информации с превышением установленных состава и объема является слишком жесткой мерой;
- обособление ценных бумаг отдельных эмитентов не обеспечит дополнительную защиту потенциальным инвесторам при покупке ценных бумаг на торгах, но может создать искусственное ограничение на обращение ценных бумаг таких эмитентов, что может оказать негативный эффект на российский рынок ценных бумаг в целом;
- формальный подход приведет к формированию у потенциальных инвесторов и акционеров негативных стереотипов о нарушении организациями, что закладывает существенные имиджевые риски, может привести к требованию дополнительной премии за риск со стороны инвесторов и к снижению оценки стоимости таких компаний.
Эти и другие замечания мегарегулятор не принял к внесению в новую редакцию. «Предлагаемое обособление ценных бумаг эмитентов не подразумевает констатацию совершения ими нарушения требований законодательства о рынке ценных бумаг или наличии в отношении них специальных актов, касающихся раскрытия информации. Реализация указанного подхода позволит обеспечить дополнительную маркировку ценных бумаг всех эмитентов, ограничивающих раскрытие информации, необходимой для принятия инвестиционных и стратегических решений», — отметил Банк России в документе относительно одного из подобных предложений.
Неквалифицированным инвесторам нужно будет пройти тестирование
В опубликованной 8 июля сводной таблице Банк России подтверждает, что неквалифицированные инвесторы не смогут приобретать, в том числе на организованных торгах, ценные бумаги эмитентов, попавших в обособленный список, без положительного результата тестирования. Соответствующие изменения будут внесены в законодательство, указал регулятор.
Ранее глава Банка России Эльвира Набиуллина допускала возможность введения тестирования для «неквалов» при покупке бумаг эмитентов с недостаточным раскрытием информации. По словам Набиуллиной, таким образом для инвесторов будет создана «сигнальная система».
Проект указания Банка России был опубликован 21 мая. В частности, регулятор предложил обособлять в котировальных списках, а также «визуально выделять» ценные бумаги тех эмитентов, которые раскрывают информацию о себе в недостаточном объеме. При этом в документе регулятора учитывалось, что будет сделано исключение для облигаций эмитентов, у которых есть кредитные рейтинги от как минимум двух рейтинговых агентств.
Кредитный рейтинг облигаций — это оценка кредитным рейтинговым агентством способности компании — эмитента облигаций выполнять взятые на себя финансовые обязательства.
Банком России по состоянию на 21 мая 2024 года в реестр включены четыре кредитных рейтинговых агентства:
- Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА);
- Рейтинговое агентство «Эксперт РА» (Эксперт РА);
- Национальное рейтинговое агентство (НРА);
- Национальные кредитные рейтинги (НКР).
Ранее эксперты сообщали «РБК Инвестициям», что из 2 тыс. облигационных выпусков, которые сейчас присутствуют на рынке, 860 выпусков, или 45% от общего числа, имеют два и более кредитных рейтинга. 35 выпусков компаний (4%) получили кредитный рейтинг сразу трех рейтинговых агентств. При этом основная масса выпусков с двумя и более рейтингами сосредоточилась в третьем эшелоне и составляет 32% от всего объема выпусков в этом разделе. Что касается выпусков более высокого ранга, то два и более рейтинга имеют почти 70% бумаг.
По мнению экспертов, под обособление могут подпасть в основном представители A-сегмента, так как, согласно проекту указания регулятора, требование двух рейтингов будет предъявлено эмитентам из первого и второго уровней листинга, которые являются котировальными списками.