В НАУФОР предложили обсудить отказ от института центрального депозитария
Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) опубликовала комментарии к консультативному докладу Банка России «Универсализация или специализация? Роли участников на фондовом рынке», который был опубликован в июне. В одном из комментариев ассоциация предлагает обсудить децентрализацию учетной инфраструктуры и, в частности, привлечение на рынок дружественных нерезидентов, для чего потребуется отказаться от института центрального депозитария.
«Требуют обсуждения меры по изменению учетной инфраструктуры, которые позволили бы привлечь дружественных нерезидентов к инвестированию на российском рынке ценных бумаг. Такие меры, возможно, будут связаны с отказом от центрального депозитария и, таким образом, децентрализацией учетной архитектуры», — говорится в документе.
В докладе ЦБ была поднята проблема того, что границы между функциями инфраструктурных организаций (организатора торговли, центрального контрагента и центрального/расчетного депозитария) и брокеров размываются. По мнению регулятора, это «меняет структуру фондового рынка и влияет на его системную устойчивость, включая торговую активность, а также ценообразование».
В НАУФОР полагают, что децентрализация учетной инфраструктуры может стать решением этого вопроса.
«РБК Инвестиции» направили запросы в пресс-службы Банка России и Московской биржи, в группу которой входит центральный депозитарий России — НРД.
На российском финансовом рынке сложилась двухуровневая депозитарная система, в рамках которой брокерские депозитарии ведут учет ценных бумаг клиентов и регистрируют операции с ними, после чего передают эти данные в вышестоящую организацию. Ею в России является Национальный расчетный депозитарий (НРД), входящий в группу Московской биржи и включенный в санкционные списки США и ЕС.
Также НАУФОР ставит под сомнение целесообразность открытия в центральном депозитарии счетов конечных владельцев. Сейчас это возможно для инвесторов, не являющихся финансовыми организациями, при выпуске и продаже им народных облигаций отдельными субъектами Российской Федерации и некоторыми корпоративными эмитентами.
В ассоциации предложили обсудить возникающие при этом риски инфраструктуры, в том числе кредитные, способность центрального депозитария вести «клиентскую работу», в том числе управлять значительно возрастающими при этом рисками, а также отвлечение центрального депозитария от выполнения своей основной инфраструктурной функции.