Инвесторы попросили власти о списке иностранных бумаг для налоговых льгот
Ассоциация розничных инвесторов (АРИ) направила письмо в Банк России и Министерство финансов с предложением создать единый перечень иностранных ценных бумаг, которые относятся к обращающимся на организованном рынке. В этом случае инвесторы смогут получить льготу долгосрочного владения (ЛДВ) по тем бумагам, которые участвовали в обмене активов по 844-му указу.
В письме, которое датировано 16 августа и адресовано первому заместителю председателя Банка России Владимиру Чистюхину и статс-секретарю — заместителю министра финансов России Алексею Сазанову (есть у «РБК Инвестиций»), ассоциация указывает, что у брокеров, которые проводят расчеты по бумагам, участвовавшим в обмене активов, возникают трудности с определением налоговой базы на фоне санкционных ограничений и правил определения рыночной котировки иностранных ценных бумаг.
Что такое льгота долгосрочного владения
Базово инвесторы имеют право получить льготу долгосрочного владения (ЛДВ) ценными бумагами, которая освобождает от НДФЛ доход от торговых операций по акциям, облигациям, паям биржевых ПИФов, а также паям открытых паевых инвестиционных фондов — ОПИФов. В 2024 году она касается не только российских активов, но и иностранных, например бумаг США.
С 1 января 2025 года льгота долгосрочного владения будет отменена для иностранных ценных бумаг, кроме бумаг стран ЕАЭС (Федеральный закон от 23.03.2024 № 58-ФЗ). Но если трехлетний срок владения закончится в пределах 2024 года, то по всем иностранным бумагам должна быть применена ЛДВ.
ЛДВ можно получить, если непрерывно владеть ценной бумагой три года и больше. Размер базы для налогового вычета рассчитывается как количество лет владения активом, умноженное на ₽3 млн, то есть за три года владения инвестор может уменьшить налогооблагаемую базу на ₽9 млн. Доход, полученный от дивидендов по акциям и купонов по облигациям, не учитывается. Для применения льготы бумаги должны быть куплены не ранее 1 января 2014 года.
Ранее Минфин разъяснял, что инвестиционный налоговый вычет применяется в отношении ценных бумаг иностранных эмитентов в случае их листинга как на российском рынке ценных бумаг, так и на иностранных фондовых биржах.
В чем сейчас проблема с получением ЛДВ
Согласно ответам, полученным на первое письмо АРИ от Минфина и ЦБ 30 мая и 5 июля 2024-го соответственно, в отношении сделок с иностранными ценными бумагами (ИЦБ) по указу № 844 необходимо руководствоваться общими условиями применения инвестиционного налогового вычета Налогового кодекса. Они регламентируют, что при расчете ЛДВ учитывается доход, полученный от продажи (погашения) ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ).
Однако у брокеров и управляющих возникают проблемы подтверждения того, что ИЦБ торгуются на организованном рынке ценных бумаг и инвестор может претендовать на право получения по ним налоговой льготы.
Иностранная ценная бумага признается обращающейся, если она допущена к торгам на иностранной фондовой бирже и эта биржа должна в отношении этой бумаги рассчитывать цену закрытия. Подтверждение обоих этих фактов действительно создает существенные проблемы для налогоплательщиков и для налоговых агентов, отмечает партнер адвокатского бюро «Некторов, Савельев и партнеры» (NSP) Михаил Халецкий.
«В ряде случаев может использоваться информация, размещенная на официальном сайте биржи. Но некоторые биржи после делистинга бумаг удаляют со своих сайтов все данные об этой бумаге, в том числе исторические котировки», — отмечает юрист. По его словам, глубина налоговой проверки составляет три года — поэтому нельзя быть уверенным в том, что исторические котировки по ценной бумаге будут на сайте не только сегодня, но и через три года, когда налоговый орган придет с проверкой. Более того, Халецкий отмечает, что сейчас многие иностранные биржи блокируют доступ к данным с российских IP-адресов, что дополнительно усложняет проверку и подтверждение данных.
Второй вариант подтверждения обращения бумаг на организованном рынке — их листинг на российском рынке. По словам исполнительного директора АРИ Ильи Херсонцева, для этого брокер должен проверить на сайте СПБ Биржи, допущена ли иностранная ценная бумага к торгам, и если да, то найти через поиск, на какой западной бирже котируется эта бумага, и сделать скриншот котировок.
При этом Херсонцев обращает внимание на то, что в списке бумаг, которые можно было предложить к обмену по 844-му указу, было 3834 позиции, а в списке иностранных бумаг, допущенных к организованным торгам на СПБ Бирже, сейчас 2333 наименования.
«Нашим письмом мы просим Минфин и Банк России разъяснить для инвесторов, какие бумаги из списка являются обращающимися на ОРЦБ для применения по ним ЛДВ, а какие нет, чтобы брокеры не могли писать отказы на том основании, что им сложно зайти на СПБ Биржу, распечатать котировки с NASDAQ и так далее», — объяснил Илья Херсонцев.
Так, например, двое клиентов брокера РСХБ пожаловались в АРИ на то, что брокер удержал с них налог по полной стоимости бумаг, которые входили в перечень бумаг для обмена от «Инвестпалаты» и были представлены на организованных торгах СПБ Биржи. В службе поддержки брокера объяснили это тем, что на дату реализации бумаги не относились к категории обращающихся на российском рынке ценных бумаг, поэтому ЛДВ по ним неприменима.
В то же время одному из клиентов в том же РСХБ пояснили, что доход, полученный от продажи от иностранных ценных бумаг по 844-му указу, может быть уменьшен по итогам 2024 года на убытки по обращающимся ценным бумагам.
«РБК Инвестиции» направили запрос в Банк России и Минфин.
Что говорят брокеры и управляющие компании
Руководитель дирекции налогового сопровождения инвестиционной деятельности УК «Альфа-Капитал» Константин Асабин подтвердил, что квалифицировать заблокированные бумаги в качестве обращающихся сложно, ввиду чего в случае их реализации (на внебиржевом рынке или в рамках 844-го указа) вычет не применяется.
В то же время Асабин обращает внимание на важное исключение — бумагам, которые выделены в закрытые паевые инвестиционные фонды (ЗПИФы) с заблокированными активами, уже присвоен статус обращающихся, к ним применимы и вычеты, и иные льготы, предусмотренные для таких бумаг.
«При этом нельзя не отметить, что управляющая компания ЗПИФ не всегда имеет полную информацию о клиентах брокера для корректного удержания налогов по выплатам, в частности об их статусе резидента или иных расходах, ввиду чего обязанности налогового агента корректнее было бы закрепить за брокерами», — добавляет он.
Руководитель управления развития клиентского сервиса ФГ «Финам» Дмитрий Леснов отметил, что в данный момент в компании не видят трудностей, которые были описаны в письме АРИ. «У нас все сделки заведены как стандартные внебиржевые. Соответственно, при расчете НДФЛ от реализации все учитывается стандартно: стоимость продажи минус стоимость соответствующей покупки. Льготы применяются при соблюдении соответствующих условий их применения», — объяснил он.
Управляющий директор инвесткомпании «Риком-Траст» Дмитрий Целищев добавляет, что работа с иностранными ценными бумагами всегда нетривиальная задача для брокера, который является налоговым агентом для своих клиентов — физических лиц. По его словам, брокер при исчислении и удержании налога руководствуется нормами налогового законодательства, соглашениями об избежании двойного налогообложения с другими странами, публичными источниками биржевых котировок и отчетами вышестоящих брокеров. «Полагаем, что и в данном случае ничего нового для рынка не будет, все должно пройти в штатном режиме. Если понадобятся дополнительные разъяснения, мы всегда сможем получить их централизованно через СРО», — добавил Целищев.
Директор по правовым вопросам УК «Первая» Олег Горанский отмечает, что налогообложение операций брокеров и управляющих компаний существенно отличается: брокер рассчитывает налог исходя из одной сделки, в то время как УК рассчитывает налоги, исходя уже из двух сделок.
Первая сделка — это погашение паев с выделением иностранных бумаг. Доход от погашения паев рассчитывался, исходя из специальной расчетной стоимости пая (РСП), а в качестве расходов была принята сумма расходов, потраченная клиентом на покупку заблокированных паев, объясняет Горанский. «Далее рассчитан финансовый результат от сделки, как доход за вычетом расхода. Если пайщик владел паями более трех лет и данные паи соответствуют требованиям п. 1 ст. 219.1 Налогового кодекса России, то УК при расчете налоговой базы по данным операциям предоставила клиентам инвестиционный налоговый вычет в размере положительного финансового результата. При отсутствии права на предоставление вычета клиенту посчитан налог с положительного финансового результата», — добавил он.
Вторая сделка — это продажа выделенных бумаг на торгах. В этом случае в качестве дохода от сделки принимается фактическая сумма продажи бумаг, пришедшая от организатора торгов, а расходы на приобретение ценных бумаг рассчитывались, исходя из специальной расчетной стоимости пая (РСП), продолжает Горанский. «Расчетная стоимость пая определялась на основе стоимости ценных бумаг, по которым организатор обмена активами — брокер «Инвестиционная палата» — выставляла ценные бумаги на торги. При проведении торгов РСП не изменилась, поэтому сумма расхода равна доходу по погашению паев, то есть финансовый результат по второй сделке равен нулю. Таким образом, это позволило нам избежать двойного налогообложения для наших клиентов», — отметил эксперт.
О рисках двойного налогообложения Горанский предупреждал ранее. На конференции НАУФОР он говорил, что в рамках сделок по продаже инвестиционных паев по 844-му указу есть две налоговые базы: одна — при погашении паев, вторая — при выплате денег от продажи бумаг. Таким образом, итоговая сумма у инвестора будет облагаться налогом дважды.
Тогда же начальник управления регулирования департамента инвестиционных финансовых посредников Банка России Валерий Красинский сообщил корреспонденту «РБК Инвестиций», что регулятор предложил Минфину признать две операции по продаже паев ПИФ в рамках обмена по 844-му указу президента как одну и облагать ее налогом тоже один раз. По словам Красинского, такая мера позволила бы упростить администрирование, а также решить проблему с угрозой закрытия ИИС при получении выплат по 844-му указу. Однако на момент публикации статьи решение принято не было.
Олег Горанский сообщил, что УК «Первая» также нашла решение для тех клиентов, которые покупали паи на брокерские ИИС, и при этом в согласии на продажу паев указали реквизиты вывода на другой счет. Проблема в том, что если брокеры станут перечислять деньги на внешние счета, то инвестор нарушит режим ИИС, так как фактически он выведет деньги с него, говорит эксперт. По его словам, управляющая компания предложила брокерам, клиенты которых инвестировали в паи БПИФов от УК «Первая», в добровольном порядке принять деньги, полученные в результате торгов, и зачислить их на ИИС клиентов. «Большинство брокеров согласились оказать такой сервис своим клиентам», — сказал он.
Что предлагает сделать АРИ и какого мнения придерживаются юристы
Для решения проблемы ассоциация предлагает сформировать единый перечень ценных бумаг иностранных эмитентов, которые относятся к ценным бумагам, обращающимся на организованных торгах.
По словам главы АРИ, единый перечень бумаг, который будет доступен брокерам, инвесторам и налоговой, позволит решить техническую проблему получения налоговой льготы на владение ценной бумагой.
В такой ситуации нужен прозрачный механизм, который будет понятен и брокеру, и инвестору, и ФНС, отмечает генеральный директор консалтинговой компании «ТаксМейт» Валерия Назаренко. По мнению эксперта, предложение о создании единого перечня может решить эту проблему, однако ситуация меняется динамично, а такие списки должны быть всегда актуальными, добавляет Назаренко.
Финансовый советник и аттестованный налоговый консультант Екатерина Пирогова считает, что проблема брокеров в части недоступности информации, которая необходима для применения налогового вычета, может быть решена совместной работой Центробанка и Минфина по части использования тех данных, которые есть на текущий момент, или созданием конкретного списка иностранных эмитентов. «Руководствуясь указаниями ЦБ, брокеры смогут до окончания календарного года или в январе следующего года скорректировать налоги у тех инвесторов, чьи проданные активы подпали под все условия налогового вычета. Это, конечно, улучшит ситуацию по всем инвесторам», — объясняет она.
Пирогова также обращает внимание на то, что если процедура обмена активами повторится и в следующем году, то в связи с тем, что с 2025 года в ст. 219.1 Налогового кодекса начнут действовать условия о невозможности применения налогового вычета для иностранных активов (за исключением эмитентов — членов Евразийского экономического союза), то тогда лучше сейчас продумать возможность применения тех же условий, что и для инвесторов, чьи активы были обменены ранее.
Помимо списка ЦБ с перечнем компаний эмитентов, Пирогова видит вариант, при котором в пп.1 п.1 ст. 219.1 НК будут внесены изменения и указано, что под данный вычет могут подпадать и акции компаний, которые были у налогоплательщиков по состоянию на начало 2022 года.
Михаил Халецкий в свою очередь отмечает, что налоговый кодекс не наделяет Минфин или другой орган полномочиями по изданию обязательного для применения справочника обращающихся ценных бумаг. С другой стороны, Минфин или ФНС могут издать акт методического характера, в котором они могли бы проанализировать все иностранные бумаги, участвовавшие в обмене по 844-му указу, и высказать свое мнение в отношении отнесения их к обращаемым или нет на дату их обмена, считает юрист. «Однако это возможно, в первую очередь, при наличии заинтересованности у регуляторов в устранении существующей неопределенности — например, для того, чтобы снизить количество возможных споров между налоговыми органами и налогоплательщиками в будущем», — добавляет он.