Неценовые факторы спроса и предложения: что это и какую роль они играют
В этом тексте:
Что такое неценовые факторы спроса
С точки зрения экономической теории спрос — это зависимость между ценой товара и его количеством, которое покупатель может и хочет приобрести в течение определенного времени. Если проще, то под спросом обычно понимают реальную потребность и возможность потребителя купить конкретный вид товара.
В теории спроса и предложения спрос предлагают рассмотреть как функцию или формулу:
QD = f (P, Pa, Pb, … I, T, W), где:
- QD — спрос;
- P — цена товара;
- Pa, Pb — цены других товаров;
- I, T, W— иные факторы, влияющие на спрос (доход, вкусы и предпочтения, уровень благосостояния и т. п.).
Анализировать спрос с точки зрения этой формулы полезно, если вы планируете вести бизнес или инвестировать на конкретном рынке. Так можно попробовать спрогнозировать изменение потребности людей в товаре.
Как понятно из формулы, факторы, влияющие на спрос, делятся на два вида — ценовые и неценовые.
Неценовые факторы спроса — это любые факторы, которые не относятся к ценовым. Количество и виды этих факторов могут меняться в зависимости от рынка, потребителя и конкретного товара.
Например, практически везде стоит учитывать наличие денежного дохода или возможности взять кредит — если потребители не располагают ресурсами, у них будет интерес, а вот спроса нет. Другой неценовой фактор — мода, которая оказывает сильное влияние, например, на рынке одежды.
Ценовые факторы спроса
Ценовые факторы — это любые факторы, связанные с ценой товара, которые могут повлиять на потребность покупателя и возможность ее реализовать.
Вот варианты:
- цена товара — основной параметр в законе спроса и предложения. В рыночной экономике, если продавец поставит слишком низкую цену, спрос может превысить предложение и возникнет дефицит. Если слишком высокую — потребитель может отказаться от реализации своего желания, получится переизбыток товара на складах, скорее всего, в дальнейшем придется снижать цену;
- цена на аналогичные товары — так называют товары прямых конкурентов. Например, в магазине представлены стейки трех брендов — для покупателя они примерно одинаковые и, если не учитывать неценовые факторы, скорее всего, он купит те, что дешевле;
- цена на заменяющие товары — так называют товары из аналогичной категории, которые покупатель может приобрести для реализации потребности. Например, на спрос чипсов может влиять цена на соленый арахис — это товары из одной категории, которые являются косвенными конкурентами. Есть вероятность, что если на арахис в магазине будут огромные скидки, потребитель купит его вместо других снеков. Иногда цены на смежные товары относят к неценовым факторам — потому что рост цен на них напрямую не повлияет на рост спроса основного товара.
Что относится к неценовым факторам спроса
Неценовыми называют любые факторы, которые в формуле спроса относятся не к цене товара.
Цена заменяющего товара
Так называют товары, которые имеют близкие или похожие свойства для покупателя, могут также удовлетворить его потребность. Например, мы изучаем спрос на растворимый кофе, для него товаром-заменителем может быть чай в пакетиках — тоже напиток, тоже подойдет, чтобы попить на работе. Рост цены на один из товаров может вызвать рост спроса на другой.
Цена дополняющего товара
Это товар, который покупают вместе с основным. Например, когда мы изучаем спрос на лыжи, дополняющим товаром будут лыжные ботинки — как правило, их берут вместе. Если цена на ботинки повысится, то спрос на них упадет, точно так же, как снизится количество покупок лыж, ведь без ботинок они уже нужны намного меньшему количеству потребителей.
Доход потребителя
При росте общего дохода населения, как правило, повышается спрос на качественные товары, а на некачественные падает. И наоборот, если население беднеет, есть смысл вкладываться в производителей и продавцов бюджетного сегмента — спрос на их продукцию будет расти.
Налоги на потребителей
Любые повышения налогов и сборов, которые потребитель будет уплачивать при покупке товара, будут увеличивать для него итоговую стоимость, а значит, снижать спрос. Например, если повысится сбор на покупку автомобиля, вероятно, спрос на этот товар снизится — при неизменности других факторов.
Субсидии потребителям
Экономисты называют это налогом с отрицательным значением — когда государство вводит поддержку для определенных товаров или услуг, итоговая реальная стоимость для покупателя снижается, а значит, спрос растет.
Количество потребителей
Чем больше потребителей на рынке, тем выше спрос, и наоборот, сокращение покупателей снижает спрос.
Вкусы и предпочтения потребителей
Сюда можно отнести моду на конкретный вид товара — например, на одежду в цвете года. Если мнение потребителя о каком-то товаре улучшилось за счет рекламы или отзывов окружающих, то спрос на него возрастет, несмотря на ценовые факторы спроса.
Ожидания потребителей
Так называют ситуации, когда некое событие еще не произошло, но покупатели его ожидают. Например, такое было при резком подорожании доллара: ценники в магазинах техники еще не переписали, а спрос резко вырос. Противоположный пример: потребители узнали о выходе на рынок нового крупного игрока и отложили покупку с ожиданием, что у него будет дешевле.
Неценовые факторы совокупного спроса
Совокупным в экономике называют спрос на различные объемы товаров и услуг, или, как еще говорят, реальный объем национального производства, который потребители готовы купить.
К неценовым факторам совокупного спроса можно отнести все, что как-то влияет на потребительские расходы:
- общее количество денег на рынке;
- скорость их обращения;
- налоговая политика государства;
- благосостояние потребителей;
- процентные ставки;
- возможности льготного кредитования;
- условия на внешних рынках, колебания курсов валют;
- изменения в государственных закупках.
Совокупный спрос прямо и косвенно влияет на обычный. Например, при росте налогового бремени, скорее всего, на какое-то время замедлится общий спрос на многие товары — из-за снижения реальных располагаемых доходов (денег, которые остаются у человека после уплаты обязательных платежей в виде налогов, услуг ЖКХ и т. п.) потребители могут начать экономить.
Или другой пример — снижение ключевой ставки влияет на ставки дохода по депозитам, проще говоря, когда не получается зарабатывать на вкладах, масса потребителей начинает тратить или рассматривать другие варианты сохранения накоплений, допустим, те же инвестиции.
Неценовые факторы предложения
Основа закона предложения — производители предлагают к продаже большее количество продукта при большей цене, чем при низкой при прочих равных. Если же не брать ценовой фактор, то на предложение влияют сразу несколько факторов, в основном связанных с издержками производителя или продавца:
- цены на ресурсы — если они снижаются, то становятся меньше издержки производства, а значит, может вырасти предложение. И наоборот, повышение цен на сырье может сократить предложение;
- технология производства — их совершенствование повышает эффективность, а значит, при тех же ценах на сырье можно сделать продукции больше или дешевле за счет роста производительности;
- налоги и дотации, то есть отрицательные налоги — обычные налоги в финансовой модели могут рассматривать как издержки: когда они растут, растет и цена, а значит, предложение может снижаться. Дотации же, наоборот, ведут к уменьшению издержек, а значит, предложение может расти;
- цены на другие товары того же производителя — например, на заводе происходит сбор разных продуктов на одном и том же оборудовании, одними и теми же людьми. Если цена на продукт А вырастет, то бизнес будет производить его больше, а продукт Б отложит до лучших времен;
- ожидание изменения цен — если производитель поймет, что через несколько дней или месяцев нужно повышать цены (например, из-за новых сборов или налогов), он может остановить отгрузки, то есть сократить текущее предложение;
- рост числа продавцов — чем больше конкуренции, тем, как правило, больше предложения с корректировкой цен.
Влияние неценовых факторов спроса на бизнес
Если предприятие не будет анализировать спрос и реагировать на его изменение, а также прогнозировать его, оно рискует потерять выручку, потратить слишком много ресурсов на производство ненужной продукции.
И наоборот, если компания сможет предугадать рост спроса, то для нее это будет шанс насытить рынок востребованным товаром. Вот что важно учитывать из неценовых факторов спроса на бизнес-стратегии:
- изучайте конкурентов — важно понимать, какие на рынке есть тренды на цены заменяющих и дополняющих товаров;
- следите за средними доходами целевой аудитории — если они растут, важно повышать качество товаров, и наоборот, если падают, предлагать покупателям продукт дешевле;
- настройте мониторинг изменений в налогах и взносах — изучайте новости в вашей сфере, заранее прописывайте в бизнес-стратегии и финансовой модели новые траты. Например, сейчас активно внедряется маркировка разных групп товаров, это стоит учитывать в расходах на производство и продажу;
- проверяйте данные рынка — следите за маркетинговыми исследованиями, за оттоком потребителей из вашего региона. Все это влияет на размер рынка, а значит, и на спрос;
- изучайте ожидания потребителей и моду — важно понимать, какие есть тренды в вашем сегменте, чтобы вовремя менять продуктовую линейку под запросы покупателей.