Догнали и перегнали: США превзошли Россию по уровню инфляции
На этот факт обратил внимание экс-директор департамента макроэкономического прогнозирования в министерстве экономического развития Кирилл Тремасов. Годовая инфляция в США в феврале этого года к февралю прошлого составила 2,22% годовых. Российские публикации до сотых не опускаются – и инфляция за аналогичный период, согласно публикациям, составила 2,2% годовых. Тремасову пришлось уточнять точное значение у бывших коллег: 2,18% годовых.
Удивительно, но в обеих странах такой уровень инфляции считается недостаточным. В США он не соответствует текущему безработицы, которая упала к минимальному уровню. Среди людей с высшим образованием, как отмечал Джером Пауэлл, новый глава ФРС, во время своего первого выступления перед Конгрессом США, не работают лишь 2%. Если брать за основу прежние ситуации в истории США, когда безработица была похожей по уровню, уже должны были включиться механизмы роста зарплаты – как следствие конкуренции за лучших сотрудников – которые тянули бы за собой рост цен. Но на нынешний рост экономики инфляция откликается вяло. ФРС решила в итоге на ее недостаточность внимания не обращать, считать это новым паттерном – и продолжать повышение ключевой ставки, удерживая экономику от перегрева.
В России комментарии к сообщению Тремасова говорят сами за себя – «печально», «больной умер», «клиническая смерть». Многие экономисты считают, что Центробанк снижает ставку слишком медленно и этим убивает экономику: ключевая ставка , превышающая инфляцию более чем на 5 процентных пунктов, губительная для бизнеса.
У Центробанка есть вполне четкое объяснение, почему он не спешит со снижением ставки. Согласно опросу, который проводил Мичиганский университет в феврале прошлого года, американцы ожидали, что за следующий год инфляция составит 2,7%. Да, ошиблись, и прилично. Что же в этот момент думали россияне? Поданным «инФОМ», компании, которая проводит такие исследования в России, наши соотечественники ожидали 12,9%. И именно этот фактор – хронически завышенные ожидания грядущего роста цен – в ЦБ называют главным препятствием для снижения российской ключевой ставки: если резко опустить ставку и увеличить доступность денег для экономики и потребителя, инфляция может вырваться из-под контроля, и все предыдущие маневры ЦБ окажутся напрасными.
Основной инструмент денежно-кредитной политики центрального банка страны. Это процентная ставка, которая определяет минимальную стоимость денег в стране, влияет на ставки кредитов, депозитов, размер купона торгуемых облигаций. Центробанк воздействует на инфляцию и валютные курсы, изменяя ключевую ставку. Например, если ключевая ставка повышается, то кредиты и депозиты становятся дороже, а инфляция сдерживается.