Аналитики Moody's: торговые сети из России вырастут быстрее европейских
Российские торговые сети будут развиваться в будущем году более интенсивно, нежели ведущие игроки западноевропейского рынка. Об этом говорится в исследовании, которое подготовило Moody's — одно из ведущих мировых рейтинговых агентств. Документ есть в распоряжении РБК.
Авторы отчета сравнили динамику показателя EBITDA (прибыли до вычета процентов, налогов, износа и амортизации) для «Ленты», X5 Retail Group, куда входят магазины «Пятерочка», «Карусель» и «Перекресток», и других компаний этого сектора. Европейские сети будут наращивать EBITDA , но динамика роста уменьшится, пришли к выводу в Moody's. Более того, известные британские и немецкие торговые сети, такие как Marks&Spencer и Media Markt, могут столкнуться с отрицательной динамикой.
Значительная конкуренция в Европе сдержит долгосрочные перспективы роста местных сетей. Средний темп роста показателя EBITDA европейских торговых сетей в в 2019 году составит 3,2%. Между тем, X5 Retail Group отнесли к группе компаний, у которой показатель может вырасти более чем на 10%. «Лента», по прогнозам Moody's, покажет рост в 5-10%.
В целом, российский рынок характеризуется более низким уровнем конкуренции, а также слабым потребительским спросом, следует из исследования. Тем не менее «Лента» и X5 смогут сохранить кредитоспособность благодаря лидерским позициям на рынке, высокой прибыльности и разумной финансовой политике, считают в Moody's.
«С оценками Moody’s мы в целом согласны, так как европейский рынок сильно отличается от российского, — заявил аналитик инвестиционно-финансовой компании «Солид» Вадим Кравчук. — У наших компаний гораздо выше маржинальность бизнеса и больше потенциал рынка. К тому же, потребительская активность в Европе меньше, как и продуктовая инфляция».
«С другой стороны, российские ритейлеры вынуждены обеспечивать свой рост высокими затратами, что предполагает незначительные дивиденды и нестабильность результатов, — продолжил Кравчук. — В этой связи правильную позицию занимает менеджмент X5, который планирует в 2019 году сосредоточиться на развитии сети, а не ее расширении».
Что еще может способствовать росту
В начале октября банк Morgan Stanley опубликовал исследование, в котором содержится прогноз о троекратном росте совокупного объема онлайн-покупок в России к 2024 году. Он достигнет 3,5 трлн руб, считают в банке.
Крупнейшие российские интернет-компании, по прогнозам банка, могли бы объединить усилия с ведущими ритейлерами: в торговых точках можно организовать пункты выдачи покупок, сделанных через интернет. В некоторых торговых сетях подобные пункты уже функционируют.
Стоит ли инвестировать
Несмотря на оптимистичные прогнозы сектор торговли в 2018 году остается одним из самых слабых на российском рынке. Основные факторы риска для компаний — замедление темпов роста выручки вследствие снижения потребительской активности, а также увеличение расходов на расширение сетей. Это приводит к снижению общей эффективности, указали в «Солиде».
Ни одной компании по итогам девять месяцев 2018 года не удалось увеличить средний чек, подчеркнул Кравчук. «Акции X5, как лидера отрасли, стоит включить в портфель, а по «Ленте» и «Магниту» пока правильнее будет подождать», — резюмировал эксперт.
Рекомендация аналитиков, которую приводят в Refinitv — покупать акции всех трех ведущих российских сетей, X5, «Магнита» и «Ленты». Согласно консенсус-прогнозу, наибольший потенциал роста имеют ценные бумаги «Магнита» — более 50%.
Аналитический показатель, указывающий на объем прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и амортизации. Несмотря на свою популярность, комиссия по ценным бумагам США (SEC) не считает его частью Общепринятых Принципов Бухгалтерского Учёта (GAAP). Финансовый инструмент, используемый для привлечения капитала. Основные типы ценных бумаг: акции (предоставляет владельцу право собственности), облигации (долговая ценная бумага) и их производные. Подробнее Дивиденды — это часть прибыли или свободного денежного потока (FCF), которую компания выплачивает акционерам. Сумма выплат зависит от дивидендной политики. Там же прописана их периодичность — раз в год, каждое полугодие или квартал. Есть компании, которые не платят дивиденды, а направляют прибыль на развитие бизнеса или просто не имеют возможности из-за слабых результатов. Акции дивидендных компаний чаще всего интересны инвесторам, которые хотят добиться финансовой независимости или обеспечить себе достойный уровень жизни на пенсии. При помощи дивидендов они создают себе источник пассивного дохода. Подробнее