«Яндекс» представил собственный смартфон. Инвесторы не оценили новинку
«Яндекс» официально представил смартфон под собственным брендом. Новинку, которая получила название «Яндекс.Телефон», можно будет приобрести начиная с четверга, 6 декабря. Устройство, оснащенное сканером отпечатков и системой NFC для бесконтактной оплаты покупок, будет работать на системе Android. Аппарат получил встроенный голосовой помощник и облегченный доступ к основным сервисам «Яндекса».
Появление российского смартфона не заставило инвесторов вкладывать деньги в «Яндекс». Напротив, в день презентации бумаги компании дешевеют. Снижение котировок может быть связано с тем, что рынок разочарован смартфоном, допустил ведуший аналитик Amarkets Артем Деев.
«Дело в том, что этот рынок очень конкурентен. На нем представлены компании, которые обладают сопоставимыми с «Яндексом» или даже большими возможностями для раскрутки телефонов. Очевидно, что ничего революционного в этой модели аналитики не увидели, и та рыночная доля, которую она может занять, оказалась меньше ожиданий», — считает Деев.
Нужен ли рынку «Яндекс.Телефон»
«Мобильные телефоны появляются каждый месяц. Изделие от «Яндекса» не входит в число громких новинок, и компания не рассчитывает занять заметную долю на рынке. Возможно, удастся реализовать около 100 тыс. телефонов в год, что можно считать успехом на фоне серьезной конкуренции. Чтобы продвигать товар, необходимо много вкладывать в маркетинг, рекламу. С одной моделью делать это бессмысленно, а линейку телефонов «Яндекс» выпускать вряд ли будет», — рассуждает начальник управления операций «Фридом Финанс» Георгий Ващенко.
По его мнению, «Яндекс» просто заявил о том, что он перешагнул этап интернет-компании и двигается в будущее, где будет развивать технологии. «Google тоже продает телефоны, причем в верхнем и среднем ценовом сегментах, чтобы подчеркнуть свой прогресс, но, в основном, использует это направление для отработки технических решений и продвижения своей платформы. Платформа от «Яндекса», на мой взгляд, не сможет завоевать заметное присутствие на мировом рынке. Это вообще очень непростой рынок: даже гигант Microsoft отказался от развития мобильной операционной системы Windows Phone», — указал Ващенко.
Есть ли другие причины для снижения
Российский рынок в среду проводит день в минусе, как ранее и ожидали аналитики, а потому напрямую связывать снижение в бумагах «Яндекса» с выпуском смартфона не стоит. Впрочем, спекулянты могут использовать этот информационный повод, чтобы раскачать акции, предположил генеральный директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский.
Поводом для оптимизма инвесторов презентация все равно не станет: по словам Жарского, телефон сделан на базе наработок других компаний и в количестве 5000 штук — это чрезвычайно малый тираж для смартфона. «Яндекс.Телефону» придется сходу конкурировать с китайскими брендами, которые превосходят новый аппарат по производительности, наличию аксессуаров, и, скорее всего, по сервисному обслуживанию, утверждает Жарский.
Объем рынка смартфонов в России в этом году составляет 26,5 млн штук, и 5000 — это 0,02% от него. При этом даже полная продажа всех 5000 экземпляров будет успехом для «Яндекса», следует из комментариев опрошенных экспертов.
В то же время сам выход «Яндекса» на рынок смартфонов в Veta оценивают позитивно. «Радует, что российская компания делает шаг на этот рынок — пусть неуверенный, но шаг. Может быть, это через несколько лет приведет к инвестициям в комплектующие, а затем и производству «железа» для смартфонов на территории России», — заявил Жарский.
Если бы бумаги «Яндекса» были подобны акциям других мировых технологических компаний, то можно было бы ожидать снижения котировок до 1600 руб. после первой недели продаж (-18% от текущих значений), резюмировал аналитик.