На этой неделе Slack разместит акции через DPO. Что это такое?
В четверг, 20 июня, компания Slack выйдет на биржу. Разработчик популярного корпоративного мессенджера предпочел не привычное IPO (initial public offering — первичное размещение ценных бумаг), а DPO. Аббревиатура расшифровывается как direct public offering, что в переводе с английского языка означает «прямое размещение ценных бумаг ».
К такому способу привлечения капитала крупные компании прибегают редко. Что же представляет из себя DPO?
IPO и DPO: в чем разница
Когда крупная компания готовится провести IPO, она обращается к банкам, которые готовы выступить в качестве гаранта продажи ее акций. Как правило, это инвестиционные банки, например Goldman Sachs, Citigroup, JPMorgan или Morgan Stanley.
Участвующие в IPO банки называют андеррайтерами. Для них появление новых компаний на бирже — один из основных способов хорошо заработать на комиссии.
Банки-андеррайтеры самостоятельно выкупают акции у выходящей на биржу компании, чтобы потом их перепродать инвесторам и получить комиссию. Это и есть первичное размещение, после которого ценные бумаги оказываются в свободном плавании на бирже.
Для выхода на биржу и привлечения денег компания выпускает новые ценные бумаги, которые потом будут продаваться. Поэтому если продажи идут плохо и стоимость акций падает, размывается весь капитал компании, ведь ценных бумаг стало больше, а привлечь эквивалентное количество средств не удалось.
Здесь и помогают андеррайтеры, которые готовят IPO, проводят анализы, назначают стоимость одной акции и при этом общаются с большим количеством потенциальных инвесторов, пытаясь заручиться их финансовым участием. DPO устроено по-другому.
Экономия и независимость в обмен на риски
В случае с DPO компания не прибегает к услугам банков-андеррайтеров и поэтому не должна делиться с ними деньгами; она не проводит презентации для инвесторов (эти презентации часто называют «роуд-шоу»), задача которых — объяснить, почему ценные бумаги именно этого эмитента выгодно приобретать.
Но главное: при DPO компания не выпускает новые акции. В продажу поступают те ценные бумаги, которыми обладают нынешние акционеры. У таких акций нет стартовой цены, с которой они начинают торговаться. Стоимость определяет рынок.
Для проведения прямого листинга компания должна быть хорошо известна инвесторам, чтобы в ее бизнесе не приходилось разбираться. Slack относится как раз к таким компаниям.
Другой пример DPO — сервис потокового аудио Spotify. Этот стартап провел DPO в прошлом году.
Как прошло размещение акций Spotify
В первый день торгов компанию из Швеции оценили в $26,5 млрд. Акции музыкального сервиса торговались по $149 за штуку. Это было одно из десяти крупнейших технологических размещений по итогам первого дня.
В следующие месяцы акции росли. К январю они достигли отметки в $190. Некоторые эксперты называли такое развитие событий скучным, ведь акциям Spotify после прямого листинга предсказывали постоянные колебания цены, а никак не стабильное движение вверх.
Другие увидели в Spotify пузырь, который рано или поздно лопнет, потому что цена компании слишком завышена. Если оценка Spotify сразу после размещения и была пузырем, то во второй половине 2018 года он действительно лопнул.
За несколько месяцев акции потеряли все накопленное с момента выхода на биржу, а затем опустились еще ниже. Spotify удавалось наращивать выручку, но избавиться от убытков не получалось — пусть даже финансовые потери становились не такими крупными, как прежде.
Сервис активно вкладывал деньги в увеличение числа специалистов и разработку новых технологий, которые могли бы дать ему преимущество перед конкурентами. Вот только тратил Spotify больше, чем зарабатывал.
К концу 2018 года акции стримингового сервиса упали до $113. Но вскоре падение сменилось ростом — подешевевшие ценные бумаги начали активно раскупать. Сегодня бумаги Spotify стоят около $140 — это совсем недалеко от оценки в первые дни после DPO.
С чем Slack выходит на биржу
- Slack Technologies проведет размещение на Нью-Йоркской фондовой бирже NYSE
-
Акции будут продаваться под тикером WORK
-
Ожидаемая оценка компании — $16–17 млрд
-
Выручка в 2018 году составила $400 млн — на 82% выше показателя прошлого года
-
Убыток в 2018 году — $140,7 млн. Годом ранее зарегистрировано $140,1 млн
-
Мессенджер используют свыше 600 тыс. организаций. Из них платным сервисом пользуются 95 тыс. — по сравнению с 2018 годом показатель вырос вдвое
-
575 компаний из числа тех, кто платит за сервис, ежегодно тратят на платные аккаунты сотрудников по $100 тыс. каждая. По сравнению с прошлым годом число выросло на 93%
По данным Комиссии и по ценным бумагам и биржам США и The New York Times
Лицо, выпускающее ценные бумаги. Эмитентом может быть юридическое лицо (компании, органы исполнительной власти или местного самоуправления). Краткое обозначение акций компании, валюты или товара на бирже. Чаще всего состоит из букв, использованных в названии компании. Реже — из цифр (на азиатских биржах). В тикерах облигаций указаны базовые характеристики ценной бумаги — обычно цифрами. Тикеры валют состоят из трех букв. Первые две обозначают страну, а третья — первая буква в названии валюты (например, RUR — это российский рубль, а USD — доллар США). Финансовый инструмент, используемый для привлечения капитала. Основные типы ценных бумаг: акции (предоставляет владельцу право собственности), облигации (долговая ценная бумага) и их производные. Подробнее