На седьмом небе. Кто больше всех выиграет от бума облачного бизнеса
Облачные услуги быстро набрали популярность как в бизнес-среде, так и в обыденной жизни. В своей работе облачную инфраструктуру используют социальные сети, интернет-магазины, видеоигры и мобильные приложения. Технология представляет собой модель доступа к серверам, которые клиенты используют по требованию через интернет.
«Спрос на облачные услуги растет, поскольку позволяет бизнесу снижать капитальные затраты, отказываясь от собственных дата-центров. Облачные сервисы делают затраты на IT планируемыми и предсказуемыми. Это равномерно распределяет затраты и гарантирует, что все будет приблизительно так же, как у конкурентов — вне зависимости от компетенций собственного IT-персонала», — объяснил популярность облачных технологий аналитик «Финама» Леонид Делицын.
По оценкам «БКС Премьера», в текущем году мировой рынок облачных вычислений может показать рост на 18–20% и достичь $205 млрд. К 2021 году этот сегмент способен приблизиться к $300 млрд. Конкуренция высока, но при столь сильном росте у облачного бизнеса есть много возможностей для быстрого развития, рассказал финансовый аналитик «БКС Премьера» Сергей Дейнека.
По мнению эксперта, территориальная экспансия и новые бизнес-сервисы позволят таким компаниям, как Amazon Web Services, Oracle, IBM, Adobe, Google и Alibaba, увеличить показатели доходности на облачном рынке. По просьбе РБК Quote аналитики сравнили перспективы трех компаний на облачном рынке.
Oracle: чем плохи дорогие акции?
Американская корпорация Oracle — производитель программного обеспечения и крупнейший поставщик серверного оборудования. Специализируется на выпуске систем управления базами данных. Свой наиболее известный продукт Oracle Database компания выпускает с момента основания в 1977 году.
До начала эры облачных вычислений Oracle была одним из лидеров в производстве программного обеспечения для локальных компьютеров и серверов. И хотя массовый переход на облака не застал компанию врасплох, компания медленнее, чем конкуренты, развивает технологию облачных вычислений. Это ставит конкурентов в более выгодное положение.
В настоящий момент компания переводит клиентов, производящих вычисления на собственных корпоративных серверах, на облачное программное обеспечение. «Oracle переориентирует бизнес в сторону облачных подписок и, по-видимому, облачные сервисы станут приоритетным направлением для компании. Несмотря на рост издержек, связанных с трансформацией бизнес-модели, новая стратегия себя с большой вероятностью оправдает», — уверен финансовый аналитик «БКС Премьера» Сергей Дейнека.
В начале июня компании Oracle и Microsoft договорились о совмещении своих служб облачных вычислений Oracle Cloud и Microsoft Azure. По замыслу компаний, это поможет им конкурировать с лидером на рынке облачных вычислений — Amazon Web Services.
Согласно планам, центры обработки данных Oracle и Microsoft соединит высокоскоростная связь. При этом клиенты этих компаний смогут входить в оба сервиса с одним именем пользователя и получать техническую поддержку от любой компании. Эти параметры могут привлечь клиентов из крупного бизнеса.
В отличие от коллеги из «БКС Премьера», аналитик «Алор Брокера» Алексей Антонов полагает, что переход Oracle от локального программного обеспечения к облачным вычислениям заключает в себе угрозу падения прибыли. Многие конкуренты сейчас устремились в эту нишу, что может привести к снижению выручки, считает аналитик. По его мнению, партнерство Oracle с Microsoft скорее принесет выгоду Microsoft.
Пока же Oracle улучшает показатели. В минувшем квартале компания добилась первого за последние четыре квартала роста выручки. Показатель прибавил 1% и составил $11,14 млрд. При этом продажи в подразделении «Облачные и локальные лицензии» увеличились на 12%, что указывает на быстрый рост числа новых клиентов.
В подразделении «Облачные услуги и лицензионная поддержка», которое приносит компании наибольший доход, выручка выросла на 0,5%. И хотя в показатель входит не только выручка от хранения данных клиентов в облаках, но и выручка от поддержки традиционного программного обеспечения, здесь прослеживается позитивная тенденция.
За исключением периодических спадов акции Oracle неуклонно растут с 2010 года. Так же стало и в текущем году. Хотя в мае котировки скорректировались на 9%, в июне они возобновили рост, достигнув $58,01 на акцию.
«Восходящая тенденция сохраняется. Учитывая это, можно предположить дальнейший рост цены, — считают аналитики информационно-аналитического центра «Альпари». — Важно проследить за показателями компании во время очередной отчетности, которая состоится в конце лета». Акции Oracle интересны к покупке в рамках трех — шести месяцев и более, добавили в компании.
«В перспективе года акции компании могут показать рост до $60–62, то есть на 3,5–7%», — спрогнозировал Сергей Дейнека из «БКС Премьера».
Не согласны с такой оценкой в «Алор Брокере». «Бумаги Oraclе с большой вероятностью вернутся с текущих $58 на $45,4, так как инвесторы с осторожностью оценивают перспективы 2020 года», — полагает Алексей Антонов. Этот прогноз представляет собой снижение на 22% с текущих уровней.
IBM: шесть лет непрерывного снижения доходов
Технологический гигант IBM — один из крупнейших в мире производителей и поставщиков аппаратного и программного обеспечения, а также IT-сервисов. Компания, основанная в 1911 году, начинала с производства весов, сырорезок и перфорационных машин. В 1943 году IBM выпустил свой первый компьютер, а в 1981-м появился первый персональный компьютер IBM PC.
Со временем компания все больше фокусировалась на услугах. Сейчас они приносят IBM свыше половины дохода: в первом квартале 2019 года выручка от услуг в совокупности составила $11 млрд при общей выручке $18,2 млрд.
В сегменте облачных вычислений и бизнес-услуг, поставляемых через интернет, корпорация начала работать в 2007 году. Однако в центре внимания компании новые технологии оказались после того, как в январе 2012 года IBM возглавила Джинни Рометти.
Чтобы укрепить свои позиции в секторе, IBM в 2013 году купила международный хостинг-провайдер Softlayer Technologies, который владел сетью из 13 дата-центров в США, Сингапуре и Амстердаме. В 2014 году IBM инвестировала $1,2 млрд в строительство 15 дата-центров в рамках стратегии по расширению облачных сервисов на платформе IBM Cloud.
С целью подстегнуть дальнейший рост облачного направления, IBM приняла решение купить американского разработчика компьютерных программ с открытым исходным кодом Red Hat. Несмотря на все эти шаги, компания в течение шести лет теряла в выручке. В частности, в первом квартале 2019 года выручка IBM снизилась на 4,7%, а чистая прибыль — на 5,4%.
«Акции IBM, бодро стартовав в 2019 году, прекратили расти после того, как в апреле IBM сообщила о сокращении квартальной выручки. Но новости о планах приобрести Red Hat могут указывать на стратегически сильный ход. В случае успеха у компании серьезно расширится охват клиентов и появятся возможности развития», — полагает Сергей Дейнека из БКС.
Чтобы оживить бизнес IBM, Джинни Рометти стала урезать затраты. В начале июня компания объявила об увольнении 0,5% сотрудников. Работу потеряют 1700 человек.
«Как потенциальному инвестору мне нравится, что IBM проводит сокращение персонала. Это должно снизить издержки и повысить производительность труда, а также создать конкуренцию среди сотрудников за право работать в сфере облачных вычислений», — оценил решение компании Алексей Антонов из «Алор Брокера».
С начала 2013 года акции компании упали на 29%. «IBM выглядит наиболее недооцененной из трех компаний, — считает Алексей Антонов. — У IBM мультипликатор P/E составляет 15 против 20 у Oracle и 56 у Adobe. Кроме того, у бумаг IBM очень хорошая для американского рынка дивидендная доходность — 4,5%. Целевая цена по IBM — $172 за акцию». Это на 23% выше текущих уровней. В «БКС Премьере» потенциал роста в перспективе года оценивают в $150 за акцию.
Если котировки IBM минуют отметку $145,47 за акцию, это может стать толчком к росту, а также хорошей точкой для покупки акций на долгосрочную перспективу, посоветовали аналитики «Альпари». Если же акциям IBM не покорится эта вершина, то глобальное нисходящее движение котировок продолжится, предупредили аналитики.
Adobe: спасет ли компанию подписная модель
Датой основания разработчика программного обеспечения Adobe считается 1982 год. Adobe создал себе имя за счет программ для верстки текста и макетов для издательств. Среди них — выпущенный в 1993 году пакет программ Acrobat, предназначенный для электронных публикаций в формате PDF. Сейчас компания больше известна редактором изображений Photoshop и бесплатным приложением Adobe Reader.
Облачная платформа этой компании называется Adobe Creative Cloud. Она существует с 2011 года. Сервис представляет доступ к коллекции программного обеспечения для графического дизайна, редактирования фото и видео, веб-разработки, а также непосредственно доступ в облако. В Creative Cloud входят Photoshop, Lightroom, приложение для разработки интерфейсов Experience Design, редактор PDF Acrobat Pro, набор приложений Spark и многое другое.
«Компания перешла от модели продаж бессрочных лицензий к сдаче в аренду облачных услуг. При прочих равных условиях модель подписки выгоднее производителям программного обеспечения, так как является более гибкой и обеспечивает относительно прогнозируемый приток доходов», — указала эксперт «БКС Экспресс» Оксана Холоденко.
В минувшем квартале выручка Adobe подскочила на 25%, до $2,74 млрд. Это произошло в основном за счет увеличения числа пользователей приложений, входящих в Creative Cloud. Только на платные подписки из этой суммы приходится $2,46 млрд, что представляет собой рост на 27,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. От непосредственной продажи программ компания за то же время выручила в 16 раз меньше.
Чтобы укрепить позиции на рынке облачных услуг, Adobe приобрела две компании — облачную платформу для маркетинга Marketo и систему управления интернет-магазинами Magento. Сделки помогли Adobe заключить партнерские соглашения с Amazon и Microsoft.
Акции Adobe активно растут с начала 2012 года. За это время они подорожали в 10,5 раза, до $300,97. «Акции Adobe — самые переоцененные из трех анализируемых компаний», — считает Алексей Антонов. По его мнению, текущий уровень в $300 за акцию — это пик роста, который сменится коррекцией. Целевая цена по бумагам Adobe от «Алор Брокера» составляет $274 на акцию, что на 9% ниже текущих уровней.
В «Альпари» также полагают, что текущая тенденция к росту может смениться снижением. В отличие от коллег, эксперты «БКС Премьера» ожидают роста акций Adobe в перспективе года до $315–320.
Вердикт аналитиков: IBM