Миллениал-edition. Как заработать на любимых компаниях молодого поколения
Миллениалы — это люди, выросшие в эпоху цифровых технологий. Так называют родившихся в диапазоне 1980–2000-х годов. Он с детства привыкли к интернету и удобным сервисам, которые позволяют сделать множество вещей онлайн.
Большинству миллениалов от 18 до 39 лет, это самая активная и платежеспособная часть населения на Земле. На них ориентирован бизнес целых отраслей цифровой экономики — это онлайн-платежи, интернет-знакомства, сервисы отзывов и множество других сегментов.
Считается, что миллениалам свойственен недостаток живого общения, которое они заменяют виртуальным. Отчасти из-за этого представители такого поколения совершают покупки онлайн. И чем удобнее интернет-сервис, тем выше вероятность, что миллениалы станут им пользоваться. Значительная часть подобных площадок торгуется на бирже — а значит, на предпочтениях миллениалов можно заработать, если купить акции таких компаний.
По просьбе РБК Quote аналитики сравнили акции eBay, TripAdvisor и Square — компаний, ориентированных на молодое поколение потребителей.
TripAdvisor: отзывы, отели, впечатления
TripAdvisor — американский сайт для путешественников. Он дает пользователям возможность спланировать поездку в любую страну мира, предоставляя отзывы, сведения о достопримечательностях и возможность забронировать отель в выбранном городе.
Основной контент создают сами путешественники, поэтому услуги сайта для пользователей бесплатны. Выручку компании обеспечивают рекламодатели. TripAdvisor появился в 2000 году, сейчас на сайт ежемесячно заходят более 300 млн уникальных посетителей.
Учитывая склонность миллениалов решать дела через интернет, TripAdvisor для них — подходящее место для планирования поездок. «Видя не всегда положительный опыт своих родителей, миллениалы не хотят тратить всю свою жизнь на карьеру и материальные ценности, которые рискуют обесцениться при следующем кризисе. Лучшая инвестиция для них — впечатления. Исходя из этого утверждения, логично предположить, что сервис наподобие TripAdvisor от этого только выиграет», — уверен инвестиционный стратег «Алор Брокера» Павел Веревкин.
В то же время другая особенность миллениалов — гибкость предпочтений и критическое мышление — может сыграть против TripAdvisor. По мнению Веревкина, миллениалы не будут ждать, пока их некогда любимый сервис осознает свои ошибки и начнет что-то предпринимать. Они, скорее, уйдут к конкурентам, которые смогут предложить что-то новое и более выгодное.
Это отчетливо видно на примере TripAdvisor. Высокая конкуренция в туристическом бизнесе негативно сказалась на финансовых показателях компании. В последние годы выручка TripAdvisor падает, а это отрицательно сказывается на котировках.
Главное отличие и конкурентное преимущество TripAdvisor — рекомендации по ресторанам и другим аналогичным местам. Однако они сложнее поддаются монетизации, чем те же отели, рассказал аналитик «Фридом Финанса» Ален Сабитов.
Реклама отелей на сайте приносит TripAdvisor 45% выручки. Однако число предложений от рекламодателей неуклонно снижается из-за конкуренции с сервисами Booking или Airbnb. «Пока не будет ощутимого успеха в этих направлениях, сложно ждать позитива от акций. Сейчас они торгуются с дисконтом по сравнению с предыдущими годами», — предупредил Сабитов.
Выручка TripAdvisor во втором квартале 2019 года снизилась на 3%, до $422 млн. При этом выручка от гостиничного бизнеса упала на 9%, составив $211 млн.
Долгосрочная динамика выглядит еще более удручающей, обратили внимание в «Алор Брокере». За последние три года TripAdvisor сокращал прибыль на акцию в среднем на 12% в год. Акции компании с начала года упали на 25%. В то же время торгуемый индексный фонд ( ETF ) Global X Millennials Thematic вырос за аналогичный период на 28%.
Global X Millennials Thematic ETF инвестирует в компании, которые извлекают выгоду из особых предпочтений и роста покупательной способности миллениалов. Это полюбившиеся молодому поколению компании из различных сфер. Среди них социальные сети, развлечения, еда, одежда, индустрия здоровья, путешествия, образование, товары для дома, а также финансовые услуги.
«TripAdvisor провел IPO в 2012 году и пока не может похвастаться стабильностью. Однако у компании есть устоявшаяся сильная команда, качественный сервис и относительно стабильные денежные потоки. По мультипликаторам TripAdvisor оценен чуть дороже eBay, но, как и подобает новому амбициозному проекту на рынке, не платит дивиденды », — обрисовал положение аналитик «Солида» Вадим Кравчук.
По расчетам «Фридом Финанса», помочь компании может продажа TripAdvisor более крупной компании. « Капитализация TripAdvisor в $5 млрд может сделать его удобной мишенью как для Booking Holdings или Expedia, так и для технологических гигантов вроде Google, Amazon или Facebook», — предсказал Ален Сабитов.
Туристическим компаниям объединение позволит лучше конкурировать с Airbnb. Технологическим гигантам традиционно интересна большая база активных пользователей, так как она хорошо укладывается в их бизнес-модель. Google, в принципе, рассматривает рынок путешествий как территорию для экспансии, объяснил аналитик.
«Только покупка крупным игроком создает шанс на рост акций TripAdvisor, — заключил Сабитов. — Пока же наша целевая цена по акциям составляет $30 за ценную бумагу». Это ниже текущих расценок на 21%. В «Алор Брокере» рекомендуют продавать акции TripAdvisor и тоже ждут снижения до $30.
«Вызывает беспокойство стагнация выручки в последние годы. Компания почти не растет, поэтому акции закономерно снижаются и сейчас торгуются вблизи уровней 2013 года. Прибыль компании на текущий момент является достаточно низкой, и акции могут стоить еще дешевле в перспективе ближайших месяцев», — считает Вадим Кравчук из «Солида». Эксперт не советует инвестировать в ценные бумаги TripAdvisor.
eBay: динозавр торговли в интернете
eBay — это крупнейший в мире интернет-аукцион. В отличие от обычных аукционов, интересных тем, кому за 80, на eBay продают не произведения искусства или антиквариат. Здесь торгуют товарами повседневного пользования, а также предметами культа для миллениалов — коллекционными кроссовками, редкими картриджами для игровых приставок или особыми выпусками комиксов, вышедших ограниченным тиражом.
В 1995 году компанию основал программист Пьер Омидьяр. Тогда это была часть его личного сайта и называлась AuctionWeb. Свое нынешнее название eBay получил в 1997 году. Первичное размещение акций eBay состоялось 21 сентября 1998 года на бирже NASDAQ.
С тех пор бизнес eBay постоянно растет. Благодаря рекламе выручка интернет-аукциона во втором квартале 2019 года выросла на 2% и достигла $2,7 млрд. Помимо всего прочего eBay на 130% увеличил доходы от инновационной рекламы без предоплаты. Она принесла компании $89 млн.
Инновационная реклама без предоплаты отличается от обычной тем, что продавец платит eBay только в случае покупки товара клиентом, а стандартная предоплата за размещение объявления отсутствует.
По итогам 2018 года eBay сумел выбраться из убытков, получив чистую прибыль в $2,5 млрд. Годом ранее компания зафиксировала убыток $1 млрд. Несмотря на замедление экономического роста в США, прогноз по выручке компании во втором квартале был повышен на 1%, что обещает положительную динамику доходов, рассказали во «Фридом Финансе».
В начале прошлого года eBay объявил о постепенном переходе на платформу нидерландской платежной системы Adyen. Главным платежным сервисом интернет-аукциона в течение 15 лет был PayPal. В 2015 году PayPal обрел независимость от материнской компании eBay, но их договор о сотрудничестве истечет лишь в 2020 году.
«Перспективы eBay во многом будут зависеть от конкурентной борьбы за важнейший рынок интернет-торговли — за Индию», — считают в «Алор Брокере». Согласно отчету индийского фонда India Brand Equity Foundation, к 2020 году выручка индийских онлайн-магазинов достигнет $120 млрд.
Для продвижения на этот рынок eBay купил 5,5% акций индийской платежной системы PayTM Mall. Благодаря сделке eBay получит более 130 млн активных пользователей этой платформы.
С начала года акции eBay выросли на 43%, и у компании все еще есть потенциал для роста, считают эксперты, опрошенные РБК Quote. По мнению Алена Сабитова, основными факторами роста акций станут начало дивидендных выплат и программа обратного выкупа акций на сумму $6 млрд. В отдаленной перспективе eBay сможет извлечь выгоду от собственной системы оплаты покупок с помощью криптовалюты.
eBay впервые за свою историю выплатил дивиденды по итогам первого квартала. Общая сумма выплат составила $125 млн. В отчетности за второй квартал совет директоров интернет-аукциона пообещал вновь выплатить дивиденды — теперь по $0,14 на акцию.
«Компания продолжает увеличивать число пользователей и инвестирует в повышение лояльности продавцов и покупателей. При такой стратегии у акций eBay достаточно высокие шансы на разворот, — спрогнозировал Ален Сабитов. — Наша целевая цена по акциям — $48,57 за бумагу». Потенциал роста в течение года — 21%.
«Онлайн-торговля продолжает расти быстрыми темпами, а eBay — сильный игрок на этом рынке. Поэтому мы считаем акции компании интересными для покупки. Последние результаты предполагают целевую цену в $52 за акцию, потенциал роста порядка 30%», — написал Вадим Кравчук из «Солида».
Есть у инвесторов и поводы для беспокойства. Благодаря миллениалам на смену торговым центрам приходят интернет-магазины. Для интернет-аукциона eBay это было плюсом несколько лет назад — но в результате развития рынка у компании появились сильные конкуренты: Amazon и Alibaba. Их экспансия способна нанести бизнес-модели eBay серьезный ущерб, предупредил Павел Веревкин.
«Миллениал легко уйдет туда, где более выгодный и удобный сервис. Тот же Amazon предлагает обширный ассортимент, низкие цены, отличную доставку, надежных продавцов и различные способы оплаты. eBay же застрял на уровне интернет-аукциона, где до недавнего времени оплата была возможна только через PayPal. Для уверенной конкурентной борьбы на международной арене этого мало», — заключил аналитик.
В «Алор Брокере» рекомендуют держать акции eBay и ожидают, что до конца года они подорожают на 13%, до $45 за бумагу.
Square: компания, перепридумавшая взаиморасчеты
Square — это американская технологическая компания, которая помогает малому бизнесу принимать безналичные платежи. Она существует с 2009 года; основатель — Джек Дорси, несколькими годами ранее придумавший Twitter. Square вышла на биржу в ноябре 2015 года.
Основной товар компании — терминал-картридер Square Register. Он подключается к смартфону или планшету через вход для наушников и позволяет принимать дебетовые и кредитные карты без кассового аппарата. С ноября 2015 года компания продает беспроводной картридер, поддерживающий чипированные и бесконтактные карты. Square самостоятельно разрабатывает программное обеспечение для проведения транзакций.
Упрощение технологии оплаты с помощью смартфонов и планшетов стало настоящим прорывом для малого бизнеса. Традиционные POS-терминалы (точки продаж) для микропредпринимателей были слишком дорогими. Вариант Square облегчил развитие малого бизнеса, за что быстро стал любимой компанией для целого пласта начинающих бизнесменов из США. За десять лет объем карточных операций, проводимых через Square, вырос с нуля до $84 млрд, рассказал Ален Сабитов. Сейчас у компании 3 млн пользователей.
«Square стал пионером на рынке электронных платежей для малого и среднего бизнеса и продолжает активное развитие. Это лишает компанию прибыльности и в текущих рыночных условиях отпугивает инвесторов», — обрисовал ситуацию аналитик.
«Square агрессивно наращивает выручку, но при этом все еще не зарабатывает деньги, принося убыток владельцам», — подтвердил Вадим Кравчук. В первом квартале 2019 года чистая выручка Square выросла в годовом выражении на 43%, до $959 млн. В то же время чистый убыток составил $38 млн.
Компания регулярно внедряет новые услуги. В январе 2019 года Square выпустила дебетовую карту Mastercard для малого бизнеса. В том же месяце компания сообщила, что начнет прием платежей в сторонних приложениях. Для этого Square выпустила соответствующий комплект программного обеспечения (In-App Payments SDK) для разработчиков. По мнению профильных аналитиков, такой шаг поможет расширить клиентскую базу.
Сейчас Square находится на пути к тому, чтобы стать полноценной платежной экосистемой. Для этого компания собирается получить банковскую лицензию. В случае успеха большая аудитория и развитая экосистема Square может трансформировать всю банковскую отрасль Соединенных Штатов, предсказал Павел Веревкин.
Чтобы выжить в конкурентной борьбе за внимание миллениалов, большим и неповоротливым банкам придется меняться, объяснил аналитик такой прогноз. Сейчас они не отвечают запросам миллениалов, которые привыкли к удобным и быстрым услугам.
В последние годы котировки Square быстро растут. Инвесторы рассчитывают, что после стадии взрывного роста выручки начнется этап, когда компания станет получать стабильную прибыль. Из-за этого по мультипликаторам ценные бумаги компании сейчас оценены слишком дорого в сравнении с рынком, обрисовал положение Вадим Кравчук.
С начала года акции Square прибавили 15%. Прирост мог оказаться еще больше, если бы 2 августа ценные бумаги не потеряли 14%. Это произошло после выхода отчетности за второй квартал, в которой компания понизила прогнозы по выручке и объявила о продаже бизнеса по доставке продуктов Cavia.
«Ценные бумаги Square подходят для покупки лишь тем инвесторам, которые спокойно относятся к рисковым активам с высокой волатильностью , а также верят в долгосрочный успех компании», — предупредил Вадим Кравчук. Целевая цена аналитика по акциям составляет $80. Это на 24% выше текущего уровня.
На заключительном этапе делового цикла и при угрозе рецессии инвесторы больше внимания обращают на прибыльные и стабильные компании, чем на растущие. Это будет способствовать снижению акций Square, считает Ален Сабитов. Его целевая цена — $68.
Из трех перечисленных компаний на Square рецессия может отразиться сильнее прочих, резюмировал Павел Веревкин. Представитель «Алор Брокера» дал рекомендацию держать и установил целевую цену в $71 за акцию Square до конца текущего года.
Вердикт аналитиков: eBay