Эхо черной пятницы. Стоит ли инвестировать в китайские интернет-магазины
Прошедшая распродажа принесла рекордную выручку китайским онлайн-магазинам. Одна только Alibaba заработала $38,3 млрд за день. Этот день — 11 ноября. В Китае его назвали Днем холостяка и сделали аналогом «черной пятницы» — то есть временем грандиозных скидок и больших покупок.
С начала октября акции китайских интернет-площадок Vipshop, JD.com и Alibaba значительно выросли. Этому способствовали не только большие продажи, но и надежды инвесторов на скорое заключение торговой сделки между США и Китаем. Котировки Vipshop за это время взлетели на 29%, JD.com поднялась в капитализации на 19%, бумаги Alibaba прибавили 13%.
Эксперты считают, что в ближайшие месяцы акции интернет-компаний продолжат стремиться вверх. По мнению аналитиков, котировки поддержит наступающий праздничный сезон, который растянется до 25 января, когда Новый год начнут встречать в Китае. РБК Quote опросила аналитиков, в какую из трех компаний лучше вложиться накануне сезона праздничных покупок.
«Скоро Новый год, и рост выручки от продаж китайских товаров по всеми миру неизбежен, — уверен Сергей Королев из компании «Церих». — Жители Китая — основного рынка Vipshop, JD.com и Alibaba — начнут праздновать Новый год 25 января. Это будет очередной волной прибыли для компаний». В ближайшие два месяца котировки всех перечисленных компаний способны отыграть по 10%, предсказал аналитик.
Аналогичного мнения придерживается ведущий аналитик «Открытие Брокер» по международным рынкам Алексей Корнилов: «На более длинном горизонте электронная торговля продолжит развиваться. При этом произойдет трансформация в сторону более широких экосистем».
Бизнес-экосистема сочетает в себе множество элементов, которые участвуют в создании, производстве и поставке услуги. Среди них поставщики, дистрибьюторы, цифровая оплата, онлайн-трансляции и многое другое. Построение экосистемы вокруг основного бизнеса — главный тренд развития крупных компаний. По большей части таким образом развиваются интернет-гиганты, телекоммуникационные компании и отдельные государственные структуры.
Vipshop: из интернета к аутлетам
Vipshop сильнее всего пострадал от торгового конфликта между США и Китаем. За последние полтора года акции компании потеряли 76%. Если в середине февраля 2018 года они стоили $18,92, то в октябре этого же года — $4,5. Это минимальное значение с августа 2013 года. Сейчас акции стоят $12,02 за штуку.
Впрочем, в течение последних нескольких кварталов интернет-магазину удавалось заметно улучшать показатели. Это дало инвесторам надежду на возобновление роста. Во третьем квартале выручка Vipshop выросла на 10% в сравнении с тем же периодом прошлого года, а чистая прибыль увеличилась на 283%, превысив ожидания аналитиков. Кроме того, компания нарастила объем заказов на 33%.
Таких результатов компании помогла добиться новая стратегия. Одной из ее основных задач стало сочетание онлайн-продаж с физическими продажами. К примеру, компания приобрела сеть аутлетов Shan Shan, которая предлагает одежду с большой скидкой. Сейчас Vipshop стремится сократить затраты и улучшить логистику.
Перспективы компании в ближайшие недели кажутся более оптимистичными, чем у JD.com, считает аналитик Exante Виктор Аргонов. У Vipshop коэффициент P/E равен 22. Это самое низкое значение из трех анализируемых компаний, которое может говорить о недооцененности компании.
Если Китай и США в этом году заключат соглашение, то акции компании с высокой вероятностью побьют былой ценовой рекорд — $30 за акцию, который они достигли в апреле 2015 года, спрогнозировали в Exante. Если для Alibaba рост может составить 10–12%, то для Vipshop — 50% и более, указал Аргонов. Но Vipshop — более рисковое вложение, чем Alibaba в силу высокой зависимости котировок от переговоров США и Китая, предупредил он.
Менее оптимистичен в этом отношении Сергей Королев. По его мнению, на горизонте года акции Vipshop подорожают до $13.
JD: расширение бизнеса и офлайн-магазины
Стремительное падение котировок JD.com началось, когда в конце января 2018 года они достигли рекордного уровня в $50,5 за акцию. К настоящему моменту акции подешевели на 34%.
И все же JD.com может стать выгодным вложением, уверены аналитики. Представитель Jefferies Томас Хонг объяснил такие ожидания тем, что компания придерживается сбалансированной стратегии роста и эффективности. Он считает, что ключом к росту JD.com станут инвестиции в новые проекты и ориентация на рост основного бизнеса.
В QBF уверены, что положительно на результатах JD.com скажутся расширение бизнеса и привлечение новых брендов. В июне 2019 года компания объявила о начале сотрудничества с итальянским домом моды Prada. В целом во втором квартале JD.com добавила к своему списку партнеров 20 новых модных брендов.
JD.com также сочетает онлайн- и офлайн-торговлю, открывая физические магазины и супермаркеты. В частности, гигантский офлайн-магазин, который заработал в провинции Сычуань 11 ноября, помог компании добиться значительных продаж во время Дня холостяка. К середине дня его посетило более 30 тыс. покупателей. С 1 по 11 ноября включительно JD.com продал товаров на $29,1 млрд.
Наконец, компания много инвестировала в технологии искусственного интеллекта для усиления своих логистических и рекламных возможностей. По итогам второго квартала JD.com заявил, что основной причиной роста прибыли во втором квартале стали инвестиции в собственную логистическую сеть.
Во втором квартале компания сумела выбраться из убытков и заработать ¥618,8 млн. В том же периоде прошлого года чистый убыток составил ¥2,2 млрд. Выручка за это время увеличилась на 23%.
Аналитики QBF ожидают, что в течение года акции JD.com способны вырасти на 11%, до $37,3 за бумагу. В «Церихе» прогнозируют аналогичный прирост, до $37 за акцию. А в Bank of America считают, что бумаги могут достичь $42, что на 25% выше текущих уровней.
В Exante ближайшее будущее JD.com оценивают с меньшим оптимизмом. Здесь прибыль на вложенный доллар гораздо ниже, чем у Alibaba и Vipshop. «Прежде чем принимать решение о покупке акций JD.com, стоит дождаться квартального отчета, который выйдет 15 ноября. Приобретение будет выгодным при условии, что отчет за третий квартал окажется оптимистичным, а накал в торговом конфликте смягчится», — заявил Виктор Аргонов.
Alibaba: развитая экосистема
Интернет-гигант Alibaba намного крупнее остальных двух компаний. Его капитализация почти достигла $500 млрд. С мая акции колебались в диапазоне $150–180, а с начала 2018 года в целом выросли на 2%.
«Котировки Alibaba относительно устойчивы к проблемам американо-китайских отношений», — рассказал РБК Quote Виктор Аргонов из Exante. Ценные бумаги достигли рекорда в $204 в январе 2018 года, а летом 2018-го устремились вниз. На пике снижения они потеряли треть стоимости и в январе 2019 года торговались на уровне $137 за акцию.
Это существенное падение, но не такое сильное, как у JD.com (в 2,5 раза) и Vipshop (в 4 раза), говорит эксперт. К настоящему моменту акции Alibaba сумели отыграть большую часть падения, чего нельзя сказать о двух других компаниях.
Alibaba наращивает выручку и прибыль двузначными темпами вопреки торговому конфликту. В третьем квартале выручка компании выросла на 40%, а чистая прибыль увеличилась в три раза.
«Alibaba выделяется на фоне китайских конкурентов в плане развития экосистемы, — считает Алексей Корнилов. — Для Alibaba это является стратегической задачей, у компании уже есть значительный прогресс в этой области. Ожидается, что трансформация продолжится, количество услуг в экосистеме увеличится, а их качество улучшится. Запущенная 5G-сеть в Китае может открыть возможность для ускорения процесса».
Сейчас торговыми услугами Alibaba в Китае пользуется 693 млн активных клиентов в год. Это на 92 млн человек больше, чем в прошлом году. В ближайшие пять лет технологический гигант намерен увеличить число клиентов до 1 млрд человек.
Сергей Королев из «Цериха» ожидает, что на горизонте года акции Alibaba подорожают на 12%. Аналитик также рассказал РБК Quote, что из трех компаний предпочитает для вложений именно эту. Аналогичный прогноз дали в Exante. «С высокой долей вероятности цена акций Alibaba уже в этом месяце превысит былой рекорд и может достичь уровня $210», — уверен Виктор Аргонов.
Вердикт аналитиков: Alibaba