Деньги без дураков: в чем коварство долгосрочных инвестиций в золото
Александр Силаев — частный инвестор, трейдер, писатель и журналист. Торгует на бирже с 2010 года. Автор изданной в 2019 году книги «Деньги без дураков». Ведет одноименный блог во «ВКонтакте» об инвестициях и блог о рациональности «Философия без дураков». Часть публикуемых у нас материалов — переработанные фрагменты его книги.
Сейчас золото снова в моде. Все падает, а оно растет. Бежим немедленно покупать? Перед принятием решения давайте посмотрим шире: паника-2020 пройдет, а золото как товарный актив останется на руках. Поэтому зададимся вопросом, насколько вообще хорош такой класс активов, если подружиться с ним не на год, а на больший срок.
Только давайте договоримся: мы сейчас говорим на вечную тему. Не о том, вырастет ли золото за остаток 2020 года, вполне возможно, что вырастет, а о том, имеет ли смысл всегда хранить в золоте свои сбережения.
Кажется, что таким способом мы побеждаем инфляцию, а это уже неплохо для инвестора-непрофессионала. Увы. Победа над инфляцией таким путем может быть только случайной, а проигрыш — закономерен.
Возьмем образцово-популярный товар — нефть. Если мы посмотрим на график цены нефти с учетом инфляции за 150 лет, то увидим, что цена на протяжении времени не растет и не падает. Примерно так же (или хуже) будет и по другим сырьевым активам, включая золото. Кроме того, между графиком и карманом возникнет разница, и обычно эта разница не в пользу инвестора.
Ниже — шесть подводных камней, которые могут встретиться вам при инвестициях в товарные активы, к котором относится в том числе и золото.
Первое — комиссии. Вы не можете инвестировать в нефть, золото или продовольствие, затарив свои личные склады. Даже если бы такие склады у вас были, это все равно странный способ: сложный, дорогой и рискованный. Обычно это делается через фонды — они поддерживают доходность, соответствующую росту цены товара. Превысить эту цифру они не могут, могут только понизить на величину своей комиссии. В лучшем случае. В худшем случае часть средств будет потеряна по дороге. Грубо говоря: золото выросло за год на 8%, комиссия фонда составила 2%, но у вас почему-то доходность не 6%, а 4%. Куда делись еще 2%, никто не скажет. Даже индексные ПИФы в России зачастую теряют пару процентов годовых просто так, по необъяснимым причинам.
Второе — спред. Допустим, вы решили обойтись без фондов. Вас по-прежнему манит золото. Вы идете в банк и открываете обезличенный металлический счет (ОМС). В этом случае ваш контрагент живет не с комиссии, а с разницы между ценой покупки или продажи (спреда). Вроде как в обменнике валют — цена покупки отлична от цены продажи, и вот на эти 2–3% процента обменник и живет. Но в случае с ОМС спред может достигать 10–12%. И вот вы купили золото. Через год рыночная цена та же. Вам стали нужны деньги, пошли закрыли ОМС, потеряли 10%. Как выбрать, на чем лучше терять — на годовой комиссии фонда или спреде? Если вложение на короткий срок, лучше комиссия фонда, если вдолгую — лучше ОМС.
Третье — налоги. Они берутся не с реальной доходности, а с номинальной. Что это значит? Допустим, инфляция составляет 15% годовых. Вы продали паи фонда, выиграв на продаже 10%. В итоге ваша отрицательная доходность (инфляция минус доход от сделки) составила 5%. Но с точки зрения ФНС у вас не убыток 5%, а прибыль 10%. С нее полагается платить 13% НДФЛ.
Четвертое — локальные «черные лебеди». В отличие от депозитов, ваши золотые граммы не застрахованы от банкротства банка.
Пятое — глобальные «черные лебеди». Вы инвестировали в какой-то металл, который полагали ценным. Но в мировой экономике что-то щелкнуло, и ценность исчезла. Например, исчезла редкость: наконец нашли «философский камень» и металл научились дешево делать из дешевого сырья. Или просто в промышленности нового века упал спрос.
Чтобы было понятнее: представьте, что на дворе начало XX века и вы решили сделать вложение вдолгую. Купили дрова (топливо всегда нужно!) и конскую упряжь (как же без транспорта?). Так вот в наши дни дровами может оказаться что угодно.
Шестое — волатильность как психологический фактор. Давайте опять на примере золота. Как известно, этот защитный актив падал в цене с 1980 по 2000 год. Но не в разы, а очень осторожно. Но что с большей вероятностью навсегда выбьет инвесторов из актива: быстрое падение на 80% и восстановление за пару лет или медленное, упорное, в год по чуть-чуть падение длиной 20 лет?
В первом случае все быстро, инвестор не успевает толком помучиться, да и надежда на восстановление стоит дороже, чем 20%, которые можно забрать сейчас. А вот если много лет терять по кусочку, но у тебя еще больше половины капитала… С одной стороны, есть что спасать. С другой — есть от чего спасаться. Кажется, что настает такая реальность, где активу просто нет места.
Этим и коварны инвестиции в сырье — у них очень долгие циклы. Нормальный человек с обычной психикой, попав в такие активы, всегда будет расположен выходить из них, когда они сильно падают. При этом уходить навсегда, чтобы больше никогда не вернуться. А входить он будет, вероятнее всего, поближе к максимальным уровням цены, когда многолетний рост создаст иллюзию, что это надолго, если не навсегда.
Больше интересных историй и новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Инвестиции — это вложение денежных средств для получения дохода или сохранения капитала. Различают финансовые инвестиции (покупка ценных бумаг) и реальные (инвестиции в промышленность, строительство и так далее). В широком смысле инвестиции делятся на множество подвидов: частные или государственные, спекулятивные или венчурные и прочие. Подробнее