Сделал $1 млрд на урагане, а потом потерял все: история Брайана Хантера
20 апреля 2020 года вошло в историю как день минусовых цен на нефть. Множество трейдеров понесло фантастические убытки, а в России часть пострадавших даже готовит иск к Московской бирже. Но это далеко не первый случай, когда спекуляции на контрактах на энергоносители заканчивались убытками и скандалами.
История канадского трейдера Брайана Хантера — идеальный пример того, к чему может привести близорукость на фондовом рынке. Он спекулировал фьючерсами на газ, получал астрономические прибыли, но в момент разворота рынка не просто потерял миллиарды, а разорил крупный хедж-фонд.
Зарабатывал и терял миллионы с самого начала карьеры
О детстве и юности Хантера известно не так много. Он родился в семье заливщиков бетона в Калгари, изучал физику и прикладную математику в Университете провинции Альберта, а затем занялся торговлей фьючерсами и опционами на природный газ. Брайан начал карьеру в трубопроводной компании из Калгари TransCanada, а потом перебрался на Уолл-стрит в Deutsche Bank.
Инвестиции в газовые фьючерсы считаются одними из самых рисковых — ведь чуть ли не главным фактором влияния на их цены является погода. Стихийные бедствия или резкие похолодания приводят к скачкам цен, умеренная и теплая погода — к снижению. Рынок газовых контрактов был настолько волатильным и рискованным, что получил красноречивое прозвище Widowmaker («вдоводел»).
Но Хантер не просто специализировался на таких контрактах, а торговал максимально агрессивно. И на новом месте отлично начал: в 2001 и 2002 годах его смелые сделки принесли Deutsche Bank, по разным данным, около $69 млн.
Все складывалось хорошо и в 2003-м, но по итогам года Брайан оказался в крупном минусе на $51 млн. За это его лишили годового бонуса. Хантер не признал свою вину и свалил все на несовершенную торговую платформу банка и аномальное поведение рынка. Он уволился и подал в суд на Deutsche Bank, требуя выплаты премиальных, но с треском проиграл дело.
Долго без работы Хантер не сидел: вскоре его позвали в хедж-фонд Amaranth Advisors. Собеседование прошло успешно, Брайан убедил руководство фонда в предсказуемости потерь Deutsche Bank и своей работе на перспективу. Генеральный директор Amaranth Advisors Рик Монис не нашел в провале Брайана в Deutsche Bank «ничего, вызывающего сомнения». Практически сразу Хантеру удалось стать звездой Уолл-стрит — а помог ему в этом разрушительный ураган «Катрина» 2005 года.
Два мощнейших урагана принесли Хантеру $1 млрд
«Катрина» начала формироваться 23 августа 2005 года около Багамских островов и спустя несколько дней достигла побережья США. Последствия урагана оказались катастрофическими: 80% Нового Орлеана затопило, 1836 человек погибли, 700 тыс. человек лишились домов, а экономические потери оценили в $125 млрд.
А еще «Катрина» нарушила работу нефтяников и газовиков — на пострадавший регион в 2005-м приходилось около 20% от всей добычи нефти и газа в США. Вслед за ним Америку «добил» еще один ураган «Рита», в прямом смысле потопивший крупный газораспределительный узел Henry Hub. Ураганы серьезно повредили инфраструктуру в Мексиканском заливе и снизили объемы добычи — пострадали 450 трубопроводов, 113 буровых платформ, а добыча газа упала с 45 млн кубометров в месяц до менее чем 40 млн кубометров.
Скачок цен на газ в таких условиях предсказать было несложно — но Хантеру повезло больше других. Он сделал ставку на рост стоимости газа в идеальный момент, до начала бедствий — летом 2005-го. Тогда цены на газ были низки, роста никто не ждал, и Хантер скупил опционы на миллионы на дне рынка. Его длинная позиция совпала с началом скачка.
Рискованные сделки с газом обеспечили ему и его фонду колоссальную прибыль в $1 млрд в 2005 году. В руках Amaranth Advisors сосредоточилось 10% мирового рынка природного газа, а активы фонда к концу апреля 2006-го выросли с $6 млрд до $8,7 млрд.
Хантер лично заработал $113 млн — именно столько комиссионных выплатил ему фонд за отличные результаты. В марте 2006 года Хантер занял 29-ю строчку в рейтинге самых прибыльных трейдеров.
«В 2005 году Хантер был, разумеется, одним из главных газовых трейдеров в мире или как минимум самым популярным», — писал журнал Trader Monthly, в котором и вышел тот рейтинг. Авторитет Брайана взлетел настолько, что ему разрешили перевести весь отдел по операциям с природным газом в родной Калгари.
Правда, вскоре Хантера обвинили в манипуляции ценами на газовом рынке и оштрафовали на $7 млн — но в сравнении с его прибылью эта сумма вряд ли могла его расстроить.
Ошибся в прогнозах и обанкротил свой фонд
В 2006 году Хантер продолжил то, что приносило ему фантастический доход годом ранее. В августе он заработал для фонда еще $2 млрд. Однако оказалось, что его успех в 2005-м был, скорее, везением, чем умением верно прогнозировать колебания цен. Вместо того чтобы зафиксировать прибыль , он поставил на дальнейший рост цен, просчитался и потерял все.
К весне 2006-го газовики оправились от последствий «Катрины», учли ошибки и подготовились к повторению такой катастрофы — к примеру, объем резервных хранилищ увеличился на 40%. Впервые в истории рынок был готов к стихийным бедствиям, что Хантер не ожидал и не учел.
Уже в мае цены начали снижаться, но Брайан продолжал открывать огромные позиции: владел более чем 100 тыс. газовыми контрактами, что составляло почти 40% от общего числа непогашенных фьючерсов на газ на бирже NYMEX. «Он думает, что он больше рынка», — так отзывались о нем другие трейдеры.
В какой-то момент в Amaranth контролировали 75% ноябрьских контрактов и от 60% до 70% всех фьючеров на газ на зимний сезон 2006–2007 годов. Позиции Хантера были настолько велики, что любая попытка их сократить приводила бы к обвалу цен.
У Брайана была еще одна проблема — трейдер Джон Арнольд из фонда Centaurus Energy. Он проанализировал ситуацию на газовом рынке, на котором в 2006-м не было перебоев с поставками газа, хранилища заполнены, а метеорологи обещали теплую зиму, и начал играть на понижение. Фундаментальных факторов для роста цен на газ действительно не было, чаша весов склонялась в пользу Арнольда.
Брайан сопротивлялся: с закрытием каждого месяца переносил позиции на следующий и пытался искусственно разогреть рынок вливанием миллиардов во фьючерсы, пользуясь низкой ликвидностью газового рынка — нечто подобное делали в 1980-м печально известные братья Хант с серебром. Может быть, у него бы получилось, но ему мешал Арнольд, который выступал в роли контрагента и активно торговал против Amaranth. Его действия повторяли и другие игроки.
В итоге для Хантера все закончилось примерно так же, как и для Хантов. К сентябрю цены на газ упали до самого низкого уровня за четыре года. У Amaranth закончились деньги на закрытие убыточных позиций, и фонду пришлось распродавать все возможные активы — акции, облигации , газовые фьючерсы. За считаные дни Хантер и его работодатель лишились $5 млрд, а общие потери фонда оцениваются в $6,5 млрд. Сотрудники фонда были в ярости: руководству даже пришлось пересадить вооруженного охранника к Хантеру и его команде.
Amaranth Advisors потерял 2/3 активов и, разумеется, обанкротился — это событие вошло в историю как самое крупное разорение хедж-фонда в истории. В числе покупателей портфеля сделок Amaranth были, в частности, Morgan Chase и хедж-фонд Citadel Investment Group — после отскока цен на газ они получили огромные прибыли. К концу сентября Хантера уволили из Amaranth — по слухам, никаких извинений за свои действия руководству и коллегам он не принес.
Пытался продолжить торговать, но помешали регуляторы
Если в марте Хантер входил в мировой топ трейдеров по прибыльности, то по итогам 2006 года поставил антирекорд по убыткам и, согласно рейтингу журнала Trader Monthly, с отрывом стал худшим в мире. А лучшим стал Джон Арнольд с $2 млрд заработка, сделанными на недальновидности Брайана.
Вскоре Хантер основал собственный хедж-фонд Solengo Capital Partners, нанял 11 сотрудников и даже привлек $1 млрд инвестиций. Однако затем желающие вкладывать в Брайана исчезли — ведь его беды еще не закончились. Федеральная комиссия США по энергетике начала расследование в отношении возможной манипуляции Хантером ценами на газ.
В апреле 2011 года Хантера оштрафовали на $30 млн. Другая тяжба — с Комиссией по торговле товарными фьючерсами (CFTC) — завершилась только в 2014-м. Брайана обязали заплатить $750 тыс. за манипулирование ценами на газовом рынке. Суд запретил канадцу торговать контрактами, которые регулирует комиссия, и претендовать на регистрацию в CFTC.
Что делает Хантер сейчас, знают немногие. Несмотря на все штрафы, большая часть его немалого состояния осталась при нем. Он вернулся в Калгари, где передвигается на дорогих автомобилях (например, Bentley Arnage) и избегает фотокамер. Со СМИ он общаться категорически не желает, и если кто-то звонит ему в дверь, то говорит, что «Брайана нет дома».
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Термин, обозначающий вероятность быстрой продажи активов по рыночной или близкой к рыночной цене. Подробнее Торговая позиция при биржевых операциях. Она возникает, когда инвестор покупает ценные бумаги, валюту или товар в ожидании роста цен на них. В этом случае инвестор не ограничен во времени и может владеть инструментом (бумагой, валютой, товаром, контрактом и пр.) сколь угодно долго, отчего такая позиция получила название «длинной» Закрытие торговой позиции с целью извлечь прибыль. Как правило фиксация прибыли происходит при достижении показателей, выгодных продавцу или при непредсказуемом движении котировок. Долговая ценная бумага, владелец которой имеет право получить от выпустившего облигацию лица, ее номинальную стоимость в оговоренный срок. Помимо этого облигация предполагает право владельца получать процент от ее номинальной стоимости либо иные имущественные права. Облигации являются эквивалентом займа и по своему принципу схожи с процессом кредитования. Выпускать облигации могут как государства, так и частные компании. Инвестиции — это вложение денежных средств для получения дохода или сохранения капитала. Различают финансовые инвестиции (покупка ценных бумаг) и реальные (инвестиции в промышленность, строительство и так далее). В широком смысле инвестиции делятся на множество подвидов: частные или государственные, спекулятивные или венчурные и прочие. Подробнее