Метод Пиотроски: как найти эффективную компанию для инвестиций в США
Вложение в акции — это прежде всего вложение в бизнес. И для того чтобы спокойно держать ту или иную бумагу в портфеле, мы должны убедиться, что бизнес компании прибыльный и финансово устойчивый. Мы спросили у трейдера и автора блога Mindspace Оксаны Гафаити, как это сделать.
Можно проверить наиболее важные метрики: маржинальность продаж и активов, текущую ликвидность , денежные потоки, долговую нагрузку — и оценить их в динамике. А можно поступить проще и использовать метод, который объединяет все эти коэффициенты и дает их сводный анализ.
Метод называется Piotroski F-Score. Он получил имя в честь разработавшего его профессора бухгалтерского учета Стэнфорда Джозефа Д. Пиотроски. Свою оценку Пиотроски строил на девяти критериях, за соответствие каждому из которых компания получала 1 балл (в ином случае — 0).
Критерии оценки эффективности бизнеса по методу Пиотроски
- У компании должна быть положительная рентабельность активов в текущем году (на английском этот показатель называется Return on Assets, или ROA).
- Должен быть положительный возврат денежных средств по активам (CFROA) в текущем году. Рассчитывается этот показатель так: денежный поток от операций (Operating Cash Flow, OCF) делится на все активы (Total Assets) по состоянию на начало года.
- Должна быть более высокая рентабельность активов (ROA) в текущем периоде по сравнению с ROA в предыдущем году.
- Возврат денежных средств по активам (CFROA) должен быть выше рентабельности активов (ROA).
- Отношение долгосрочной задолженности (Long Term Debt), поделенное на все активы (Total Assets), должно быть ниже, чем в предыдущем году.
- У компании должен быть более высокий коэффициент текущей ликвидности (Current Ratio) в этом году по сравнению с предыдущим.
- Компания не должна выпускать новые акции.
- У компании должна вырасти валовая прибыль (Gross Margin) по сравнению с предыдущим годом.
- Должен вырасти коэффициент оборачиваемости активов (Asset Turnover Ratio) по сравнению с предыдущим годом.
Очевидно, что чем выше значение Piotroski F-Score, тем лучше. Компания, которая имеет Piotroski F-Score на уровне 8–9 баллов, считается сильной. Если этот показатель находится в диапазоне от 0 до 2 баллов, то это слабая компания.
Как рассчитать Piotroski F-Score?
Все данные для расчета Piotroski F-Score можно получить из годовых финансовых отчетов компании. Это сложный путь, финансовые отчетности нужно уметь читать. Но если вы инвестируете в акции, торгующиеся на американских биржах, то здесь все намного проще. Вы можете найти готовый расчет коэффициента на некоторых аналитических сайтах. Например, на Gurufocus коэффициент публикуется бесплатно.
Как найти F-Score на Gurufocus.com?
Для того чтобы найти значение F-Score для торгующихся на биржах США акций на Gurufocus, в поле поиска нужно ввести тикер (символ) актива и выбрать раздел Summary. На примере акций Microsoft (MSFT) это выглядит так.
Далее вы будете перенаправлены на страницу с общей информацией о компании. На примере MSFT она выглядит так: https://www.gurufocus.com/stock/MSFT/summary
В нижней части данного раздела справа вы найдете отдельный блок Piotroski F-Score Details с текущим значением показателя и детализацией того, скольким из девяти критериев F-Score отвечает данная компания. На примере Microsoft данный блок выглядит так.
На момент подготовки колонки у MSFT значение Piotroski F-Score составляет 8 из 9, что является показателем высокой финансовой устойчивости компании.
Посмотреть анализ данного показателя и сравнить его с конкурентами компании можно, кликнув на синюю ссылку Piotroski F-Score, как показано на скриншоте выше.
При анализе данных Piotroski F-Score важно учитывать, что:
- прошлые результаты не гарантируют, что компания будет работать так же в будущем. Поэтому показатель нужно рассматривать только как один из способов оценить компанию перед покупкой ее акций;
- в данной методике никак не учитывается текущее состояние рынка акций. Даже при высоком показателе Piotroski F-Score на компанию могут повлиять внешние факторы.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Термин, обозначающий вероятность быстрой продажи активов по рыночной или близкой к рыночной цене. Подробнее Краткое обозначение акций компании, валюты или товара на бирже. Чаще всего состоит из букв, использованных в названии компании. Реже — из цифр (на азиатских биржах). В тикерах облигаций указаны базовые характеристики ценной бумаги — обычно цифрами. Тикеры валют состоят из трех букв. Первые две обозначают страну, а третья — первая буква в названии валюты (например, RUR — это российский рубль, а USD — доллар США).