Инвестиции
0
0

Что будет с билетом, ваучером и милями, если авиакомпания обанкротится

Многие авиакомпании находятся на грани банкротства. Если они разорятся, вернут ли вам деньги за купленный билет? А что будет с ваучером и дорожными милями? Разбираемся в этом с экспертами
Фото: Daniel Berehulak/Getty Images
Фото: Daniel Berehulak/Getty Images

Авиакомпании оказались в числе наиболее пострадавших от пандемии коронавируса. Перелеты практически прекратились с введением карантина по всему миру. Выручка перевозчиков резко пошла вниз, и инвесторы стали активно распродавать их акции.

Новость о том, что Уоррен Баффет  избавился от всех своих активов авиационной отрасли, вызвала новую волну распродаж крупнейших американских авиалиний. Delta Air Lines, American Airlines, United Airlines и Southwest Airlines за три дня лишились 13–14% стоимости.

Акции авиалиний США обвалились после выхода Баффета из их капитала
Фото:272447 / Pixabay

Пандемия COVID-19 не дает шансов на скорое восстановление этого сектора, заявил Баффет. «Будущее для меня неясно», — прокомментировал он свое решение о продаже долей крупнейших авиалиний США.

Говоря о перспективах бизнеса авиаперевозок в интервью USA Today, генеральный директор Boeing Дэвид Кэлхун даже допустил банкротство одной из крупнейших авиакомпаний США. Правда, какой именно, не сказал.

Будущее неясно не только инвесторам в акции авиакомпаний — непонятно, сумеют ли владельцы билетов вернуть свои деньги при банкротстве компании.

Гарантий возврата денег нет

Нет никаких гарантий, что обанкротившаяся авиакомпания будет возмещать потенциальным пассажирам стоимость их авиабилетов. Первым делом деньги получат инвесторы, которые владеют акциями и облигациями  , считает эксперт по путешествиям и кредитным картам в NerdWallet Сара Ратнер.

«Гарантий возврата, конечно, нет. Билет же — не депозит, покрываемый Агентством по страхованию вкладов или его аналогом в других странах. Это обязательство компании. Так что, если в ходе банкротства у компании будет недостаточно активов на исполнение своих обязательств, то можно не получить ничего», — говорит независимый финансовый советник Наталья Смирнова.

Фото:Pictures of Money/Flickr
Фото: Pictures of Money/Flickr

Не советует рассчитывать на денежную компенсацию и проектный лидер Frank RG Анна Стогниенко. Если авиасообщение возобновляется, а проблемы будут только у одной или нескольких авиакомпаний, то владельцам билетов в лучшем случае могут предложить обменять их на билеты другой авиакомпании — в рамках рекламной акции. Если же сроки пандемии затягиваются и авиасообщение не возобновляется дольше года и более, то это типичный случай форс-мажорных обстоятельств, при которых «никто никому ничего не должен».

Туристические ваучеры не имеют денежной стоимости. Если путешественник беспокоится о том, что его авиакомпания обанкротится, ему лучше забронировать поездку, используя свой ваучер, а затем оформить полис страхования путешествий, который покрывает банкротства, советует Ратнер.

Защитит ли от потерь полис страхования путешествий

Если у вас сорвалась поездка, то страховой полис может покрыть лишь часть расходов. Чтобы убедиться, что страховка покрывает финансовый дефолт  , ознакомьтесь с условиями страхования и убедитесь, что авиакомпания является застрахованным поставщиком услуг.

«Ряд компаний может допускать отказ от выплаты, например, если событие произошло в момент введения режима ЧС, и тогда банкротство может не считаться страховым случаем. Как правило, отмена вылета по вине перевозчика, включая банкротство, покрывается данной страховкой, но нужно изучить правила страхования и исключения», — советует Смирнова.

«Банкротство крупной авиакомпании в нынешних условиях — это исключительный случай, вызванный исключительными обстоятельствами (форс-мажор), — считает Стогниенко. — В этой ситуации ни одна страховая компания платить не будет на законных основаниях. Компании, предлагающие такие полисы, просто вводят клиентов в заблуждение».

Можно обратиться в банк

В случае банкротства авиакомпании эксперты советуют запросить возврат средств у вашего банка, если оплата была произведена банковской картой. Такой запрос можно сделать онлайн или по телефону. Но и этот вариант не гарантирует возврата средств.

«Если одна из крупнейших авиакомпаний страны обанкротится, это вызовет мощную волну запросов на возврат средств, и нереально думать, что банки их удовлетворят полностью», — заявил главный кредитный аналитик в Lending Tree Матт Шульц. С тех пор как коронавирус достиг США, американские авиалинии выдали ваучеры на общую сумму $10 млрд.

Что будет с накопленными дорожными милями

Если в результате банкротства компания будет ликвидирована, то все мили, накопленные в рамках программы одной авиакомпании, сгорят, разъясняет Наталья Смирнова. «Если же это мили альянса разных компаний — типа Skyteam, — то при банкротстве одной из компаний милями можно будет воспользоваться при перелетах другими компаниями альянса».

Если же произойдет слияние авиаперевозчика-банкрота с другой авиалинией, то мили, скорее всего, будут конвертированы в программу новой авиакомпании. Но обязательств сохранить программу лояльности у этой компании нет, и вопрос с милями она будет решать на свое усмотрение.

Если есть подозрение в том, что компания может обанкротиться, мили можно заранее потратить для оплаты других покупок или подарочных карт, советует Бретт Хольцхауэр из LendingTree.

Что станет с картой лояльности авиакомпании-банкрота

Фото:frankieleon/Flickr
Фото: frankieleon/Flickr

Карты просто станут обычными банковскими картами без программы лояльности, поясняет Анна Стогниенко из Frank RG. Своим наиболее ценным клиентам банк, скорее всего, предложит оформить другую карту с другой программой лояльности, считает эксперт.

Банкротство авиакомпании не освобождает от погашения задолженности по кредитным картам, выпущенным в рамках программ лояльности.

«Банк не обязан компенсировать мили из-за банкротства компании, — отмечает Наталья Смирнова. — Банк, вероятно, предложит переоформить карту на другую, возможно, с какой-то компенсацией бонусов. Или вообще на другую кобрендинговую программу, чтобы удержать клиентов и сохранить лояльность. Но это — на усмотрение банка и того партнера, с кем у банка будет кобрендинг».

Как не попасться в ловушку низких цен в ближайший отпуск

Несмотря на то что неизвестно, когда закончится пандемия, многие россияне все-таки покупают авиабилеты на лето. Чтобы обезопасить себя от потерь, лучше брать билеты перевозчиков системной значимости, только российских и только для перелетов по РФ. Эксперт рекомендует воспользоваться услугами Аэрофлота, «Уральских авиалиний», S7, Utair или «Победы».

С зарубежными поездками Смирнова пока советует повременить, поскольку все еще неясно, когда откроются внешние перелеты и будут ли ослаблены карантинные меры как в стране посещения, так и по возвращении на родину.

Покупку авиабилетов сейчас на закрытые для перелетов направления Стогниенко сравнивает с игрой на рынке акций в период кризиса. Можно выиграть (за счет низких цен), а можно все потерять. Надо четко понимать, что это рискованные покупки без гарантий от потерь.

Больше интересных историй и новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»

Американский бизнесмен и один из известнейших инвесторов в мире. Основной владелец и CEO инвестхолдинга Berkshire Hathaway. Дефолт (от французского de fault — по вине) — ситуация, возникшая при неисполнении заемщиком обязательств по уплате или обслуживанию долга. Дефолтом считается неуплата процентов по кредиту или по облигационному займу, а также непогашение займа. Стоит отдельно выделить технический дефолт — ситуацию, когда исполнение обязательств было только временной задержкой платежей, как правило, по независящим от заемщика обстоятельствам. Дефолт служит основанием для предъявления кредитором иска о банкротстве заемщика Долговая ценная бумага, владелец которой имеет право получить от выпустившего облигацию лица, ее номинальную стоимость в оговоренный срок. Помимо этого облигация предполагает право владельца получать процент от ее номинальной стоимости либо иные имущественные права. Облигации являются эквивалентом займа и по своему принципу схожи с процессом кредитования. Выпускать облигации могут как государства, так и частные компании.
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Новости
В SberCIB обновили прогнозы по акциям транспортного сектора12 ноя, 19:41·0
Шортисты Tesla после выборов в США потеряли $7,8 млрд из-за роста акций12 ноя, 19:06·0
ЦБ незначительно поднял официальный курс доллара США и понизил курс евро12 ноя, 17:30·0
«Трансмашхолдинг» рассмотрит возможность выхода на IPO12 ноя, 16:49·0
Что такое накопительная пенсия и как можно ее получить12 ноя, 15:30·0
Госдума приняла закон о реформе критериев квалификации инвесторов12 ноя, 15:04·0
Госдума расширила доступ неквалифицированных инвесторов к флоатерам12 ноя, 14:48·0
Акции «Южуралзолота» подскочили на 8% после решения Ростехнадзора12 ноя, 13:27·0
Акции «М.Видео» упали почти на 5% на публикации операционных результатов12 ноя, 12:01·0
Альфа-Банк улучшил условия по вкладам до 22% годовых12 ноя, 11:38·0
Индекс гособлигаций Мосбиржи вновь опустился ниже отметки 100 пунктов12 ноя, 11:16·0
Почему Гренландию может ждать «cырьевое проклятие» — The Economist
«Свободной торговле полупроводниками пришел конец». Что угрожает TSMC
Важно следить сегодня: индекс Мосбиржи, цены на нефть, акции ЛУКОЙЛа12 ноя, 08:56·0