Как друзья из одной компании изменили мир: история «мафии PayPal»
История PayPal — практический пример идеального стартапа. Компания росла с момента создания, достигла капитализации в $1 млрд и принесла большую прибыль создателям после продажи корпорации. Потом фаундеры вложили полученные деньги и создали целую россыпь новых проектов, некоторые из них выросли в компании-гиганты.
Людей из команды PayPal называют «мафия PayPal». Ее «дон» — экс-CEO компании Питер Тиль — оценивал количество ее членов в 220 человек. Некоторые их компании вы знаете точно. Например, Tesla или SpaceX, ведь Илон Маск — один из «мафиози». Или же крупнейшая рекрутинговая соцсеть мира LinkedIn, или — YouTube, основанный сразу тремя членами «мафии». Рассказываем историю, возможно, самой талантливой команды в истории Кремниевой долины.
Сделали революцию в Кремниевой долине
История PayPal началась со знакомства Питера Тиля и студента Стэнфорда Макса Левчина — они захотели воплотить в жизнь концепцию безопасных интернет-платежей. Друзья основали компанию Confinity, которая сделала возможным отправку денег через e-mail и практически сразу начала работать с электронными аукционами, в частности eBay.
Вскоре Confinity раскрутилась и слилась с финансовой компанией X.com, принадлежавшей еще никому не известному Илону Маску, — объединенная фирма получила название PayPal.
Идеей Тиля и Левчина было построение компании, основанной на дружбе — потому они брали на работу своих друзей и тех, с кем, по их мнению, могли подружиться. К услугам хантинговых агентств старались не прибегать совсем. Так в PayPal появились другие студенты Стэнфорда — Кейт Рабуа, Дэвид О. Сакс, Рид Хоффман и Кен Хауэри. Благодаря такому, на первый взгляд, спорному подходу в PayPal подобралась команда единомышленников, одинаково сильно настроенных на результат.
Будущая «мафия» лихо реагировала на вызовы, которых было немало: к примеру, клиенты не слишком хотели пользоваться новой платформой, предпочитая привычные Visa и Mastercard. В компании решили эту проблему так: дали возможность пользователям PayPal посылать деньги тем, у кого не было аккаунта в системе. Чтобы получить перевод, приходилось регистрироваться — в том числе благодаря этому число учетных записей быстро росло.
Корпоративная культура в PayPal тоже была особенной для своего времени. Компания не брала менеджеров со стороны, а предпочитала продвигать собственный персонал на ступень выше, исповедуя принцип меритократии. Лидером того или иного отдела становился тот, кто считался лучшим из его сотрудников.
Дэвид Сакс впоследствии утверждал, что «PayPal стал образцом для современных стартапов Долины». Издание TechRepublic приводит также слова Кейта Рабуа: «Мы были кучкой лузеров. Мы были очень далеки от сути Кремниевой долины и в плане идеологии, и в плане культуры. Самое интересное — то, как быстро нас стали брать в расчет».
Не смогли ужиться с новыми владельцами
Оригинальный стиль ведения бизнеса себя окупил на все сто. В конце 2001 года PayPal вышла на IPO, и всего за день стоимость ее бумаг выросла на 54%. А уже летом 2002-го появились слухи о переговорах eBay и PayPal о возможном слиянии. В июле в фирме дали согласие на сделку, а в октябре об этом было объявлено официально — и она стала началом конца для команды PayPal.
Если PayPal символизировала собой свободу и гибкость, то eBay был забюрократизированным неповоротливым монстром — две кардинально разные корпоративные культуры изначально не могли ужиться вместе. Рабуа рассказывал, что перед совещанием в eBay подготовили презентацию на 137 страниц.
«Им и в голову не пришло, что кто-то не захочет смотреть это от начала и до конца в течение трех часов. Да за всю историю PayPal у нас никогда не было совещания на три часа — а они решили начать совещание по слиянию с трехчасовой презентации», — говорил Рабуа.
После ухода с совещания Сакс сказал Рабуа: «Если мы здесь останемся, то придется создать особый отдел для презентаций, потому что с этими людьми общаться можно только через них». Оставаться не пришлось: довольно быстро практически вся команда PayPal покинула компанию. По словам Сакса, eBay был нужен их продукт, но не сами сотрудники, которые это понимали и не горели желанием работать в структуре гиганта.
Заработали миллионы на сделке с eBay
Продажа PayPal принесла «мафии» $1,5 млрд — достаточно денег, чтобы попробовать начать все заново, но уже порознь. Многие из них сохраняли хорошие отношения и дружбу и потому поддерживали друг друга в новых проектах, которые приносили им сверхприбыли.
Так, Сакс сначала поработал продюсером в Голливуде (один из его фильмов «Здесь курят» был номинирован на «Золотой глобус»), а потом совместно с Марком Вулвеем запустили в 2008 году корпоративную соцсеть Yammer, которую в 2012-м поглотил Microsoft.
Три члена «мафии» Чад Херли (дизайнер первого логотипа PayPal), Джавед Карим (разработчик системы противодействия мошенничеству PayPal) и Стив Чен в 2005 году основали видеохостинг YouTube. А уже в ноябре 2006-го он стал частью империи Google, купившей его за $1,65 млрд.
Инженер Джереми Степпельман основал известный сайт для онлайн-отзывов Yelp. Кен Хауэри создал Popexpert — платформу для онлайн-обучения, дающую возможность общаться лицом к лицу с экспертами из любых сфер. Исполнительный вице-президент Рид Хоффманн создал LinkedIn.
Питер Тиль привлек несколько сотрудников PayPal к проекту Palantir. Это разработчик программного обеспечения, ставший одним из самых дорогих по капитализации стартапов в мире. Ну а про Илона Маска вряд ли нужно кому-то рассказывать.
Сакс говорил: «Посмотрите на стартапы, созданные членами «мафии» после ухода из PayPal. Yelp, YouТube, Yammer, LinkedIn, другие компании — это все очень разные продукты. У каждого основателя была своя идея, но техники и план работы по развитию были почерпнуты из опыта работы в PayPal. И уверенность в успехе проекта тоже пришла из PayPal».
Стали одним из лучших венчурных инвесторов мира
Некоторые из членов «мафии» стали успешными инвесторами технологической индустрии и даже основали собственные фонды. Вероятно, самый известный из них — венчурный фонд Founders Fund, учрежденный выходцами из PayPal Питером Тилем, Кеном Хауэри и Люком Нозеком.
Фонд успешно вложился в такие взлетевшие стартапы, как Facebook, SpaceX, Spotify, Palantir Technologies и Airbnb. Тиль вообще был первым внешним инвестором Facebook, купив в 2004 году 10,2% акций соцсети за $500 тыс. С Марком Цукербергом его познакомил Хоффман, который также вложился в Facebook.
Другие члены команды не отставали: например, Дэйв Макклюр создал венчурный фонд и стартап-акселератор 500 startups. Хоффман стал успешным «бизнес-ангелом»: вкладывался в Facebook, Uber, SpaceX, Palantir Technologies и Airbnb, а с 2010 года присоединился к фонду Greylock Partners и финансирует стартапы на посевном уровне.
Рулоф Бота стал партнером одного из крупнейших фондов Кремниевой долины Sequoia Capital и в 2020 году вошел в тройку самых успешных венчурных капиталистов мира по версии Forbes.
«Мафии» отчасти помог знаменитый крах доткомов: после него в первой половине нулевых многие утратили веру в технологические стартапы, что открыло дорогу для выходцев из PayPal. У предпринимателей того времени не было большого выбора в плане инвесторов, чем пользовалась «мафия», охотно выписывая чеки на поддержку перспективных проектов. Парни из PayPal делились не только деньгами, но и своим видением — во много поэтому облик нынешней Кремниевой долины напоминает PayPal на стыке тысячелетий.
Сам термин «мафия PayPal» стал популярен лишь в 2007 году — так назвал статью о выходцах из PayPal журнал Fortune. Заглавным кадром стала постановочная фотография 13 участников «мафии» в костюмах гангстеров.
Сегодня «мафия PayPal» остается едва ли не самым влиятельным неофициальным сообществом Кремниевой долины. Ее участники продолжают запускать свои проекты и помогают развитию чужих идей. И наверняка еще успеют не один раз изменить мир.
Больше интересных историй и новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»