Путешествия после пандемии: подорожают ли билеты и отели
Из-за пандемии коронавируса туризм оказался одной из самых пострадавших отраслей экономики. Закрытые границы отрезали людей от возможности путешествовать, что обернулось огромными убытками для бизнеса в туристической сфере. В первую очередь — для авиаотрасли.
Эксперты дают разные прогнозы по поводу будущего авиакомпаний и туризма. Сейчас совершенно точно ясно только то, что пока ничего не ясно. Как быстро будет восстанавливаться спрос на путешествия, как скоро оправятся компании от многомиллионных убытков — точно не знает никто. Однако все сходятся на том, что сфера туризма больше никогда не будет прежней.
Это коснется не только самих компаний, в первую очередь — конечных потребителей. Цены на путешествия будут подвержены большим колебаниям в течение следующих полутора лет. Вот несколько причин.
Почему путешествия могут подорожать
Первая и самая очевидная причина — это проблемы у авиаперевозчиков. Авиакомпании фактически полностью лишились прибыли, когда все перелеты прекратились. Теперь неизвестно, какие авиакомпании выживут после этого. Аналитик американского инвестиционного банка Stifel Джозеф Денарди в своем отчете предположил, что даже в самом лучшем случае спрос на перелеты вернется к прежнему уровню не раньше середины 2021 года.
По мнению независимого финансового аналитика Натальи Смирновой, авиакомпании не смогут генерировать прибыль в течение нескольких месяцев после отмены карантина. Прибыль авиакомпаний восстановится только спустя полтора года после отмены ограничительных мер. И это позитивный прогноз, считает Смирнова.
Сами авиакомпании отменяют заказы на строительство новых самолетов, пытаясь сократить убытки. Например, EasyJet отказалась от 24 самолетов, которые были заказаны у Airbus, после того как основатель авиакомпании сказал, что в августе могут закончиться деньги, если он не откажется от всего заказа на 107 самолетов стоимостью £4,5 млрд.
Сейчас многие лоукостеры находятся на грани банкротства. Дешевые рейсы в Европу, которые регулярно позволяли людям летать практически за несколько долларов, могут исчезнуть. Тарифы на билеты взлетят. Это отпугнет множество путешественников.
До карантина обилие конкурирующих друг с другом авиакомпаний привело к тому, что часто цены были очень низкими. У Ryanair в несезон полеты по всей Европе редко стоили больше €100. В продаже можно было найти билеты всего по €9,99, €5 или даже €0,01 за перелет. Теперь, когда многие авиакомпании могут обанкротиться, конкуренция снизится.
Некоторые европейские бюджетные авиакомпании уже рухнули. Например, британская Flybe в марте, или немецкая Lufthansa, которая закрыла свою бюджетную авиакомпанию Germanwings в апреле. Джон Стрикленд, независимый консультант по воздушному транспорту, рассказал Business Insider, что из-за краха некоторых перевозчиков рейсы станут реже, а билеты могут подорожать.
При этом цены могут вырасти также из-за того, что авиакомпании будут вынуждены соблюдать новые меры санитарной безопасности. Российские перевозчики уже попросили правительство отменить рекомендацию Роспотребнадзора заполнять только половину самолета и сажать пассажиров через одного. По словам главы Минтранса Евгения Дитриха, это может привести к тому, что билеты будут стоить около ₽70 тыс.
Стрикленд также отметил, что выжившим компаниям необходимо будет привлекать туристов всеми возможными способами. И тут мы переходим к главной причине, почему билеты и путешествия могут подешеветь.
Из-за чего путешествия могут стать дешевле
Сейчас, во время кризиса, у многих нестабильная финансовая ситуация. У людей мало денег, и они не знают, останется ли у них работа и доход после карантина. Поэтому многие будут экономить на путешествиях, потому что это необязательные траты. Это именно та статья расходов, которую можно сократить, чтобы подстраховаться на будущее. Поэтому авиаотрасль и отельный бизнес будут стараться привлечь хоть каких-то туристов. Особенно сразу после того, как начнут открываться границы.
«Я думаю, что авиакомпании сначала снизят цены, чтобы получить хоть какой-то положительный денежный поток. К примеру, российский лоукостер «Победа» объявил, что с 1 июня откроет продажу билетов и даст скидку на топовые летние направления. Даже если сажать пассажиров через одного, результат будет на уровне окупаемости. Это лучше, чем устанавливать цены по ₽50 тыс. за билет и ждать, что кто-то его купит. Лучше 50 человек купят по ₽1 тыс., чем искать одного за ₽50 тыс.», — говорит финансовый аналитик Наталья Смирнова.
Эксперт также добавила, что цены на билеты снизятся в ближайшие летние месяцы. А вот повышения стоит ждать осенью и зимой. Особенно это может касаться зарубежных поездок. Эту точку зрения поддерживает и WSJ. Журнал отвечает читателям на самые популярные вопросы о посткарантинных путешествиях.
На запрос, когда лучше искать и покупать дешевые билеты, издание ответило, что на лето можно найти много выгодных предложений. Однако не стоит удивляться, если на осень и зиму цены окажутся высокими. Авиакомпании к тому моменту могут не восстановить весь объем перелетов. При этом спрос на передвижение будет расти. А если растет спрос, а предложение нет, то цены поднимутся.
Все материалы нашего проекта доступны в Яндекс.Дзене. Подпишитесь, чтобы быть в курсе