IPO недели: сервис по управлению проектами Asana от соседа Цукерберга
Дата IPO: 30 сентября
Биржа: NYSE
Тикер: ASAN
Цена размещения акций: $28
Риски: от высокой конкуренции на рынке и до пандемии
Возможности: бум на рынке приложений для дистанционной работы
Вместо стандартного IPO калифорнийский стартап Asana планирует прямой листинг . Такой, альтернативный классическому IPO, вариант выхода на биржу позволяет компании не выпускать новые акции и не нанимать консультантов из инвестбанков. Около 30 млн акций класса А продадут действующие акционеры компании. Если бумаги уйдут по цене в $28, то стартап привлечет порядка $840 млн. В ноябре 2018 года Asana была оценена в $1,5 млрд.
Компанию Asana запустил Дастин Московиц. Ради этого стартапа предприниматель покинул Facebook, который основал вместе со своим другом и соседом по кампусу Марком Цукербергом. Один только этот факт обеспечит компании Московица, признанного журналом Forbes в 2010 году самым молодым миллиардером в мире, большой интерес инвесторов.
Еще работая в Facebook, Дастин Московиц вместе с Джастином Розенштейном написали софт, который позволил сократить время на совещания, электронную переписку и поиск информации. В 2008 году они покинули Facebook и основали компанию Asana. Сейчас Московицу принадлежат 35% акций Asana, доля Розенштейна — 16,2%. Это позволяет основателям полностью контролировать проект.
Сегодня Asana — поставщик софта для успешного ведения проектов. Основная идея сервиса — управлять ими без использования электронной почты.
Как работает приложение
Концепция работы мобильного и веб-приложения проста. Каждая команда может создать для себя удобное рабочее пространство (workspace). В него могут входить различные проекты, а в каждый проект — множество задач. Пользователи могут дополнять задачу, прикреплять к ней файлы или добавлять комментарии и теги.
Платформа позволяет управлять различными проектами — от запуска продукта до маркетинговой кампании или планирования мероприятия. Скоро приложение на основе искусственного интеллекта начнет составлять расписание на день, предлагая самое эффективное планирование рабочего времени.
Сервис помогает сделать работу любой компании слаженной и эффективной. Неважно, сколько человек работает над проектом и в каких частях света они находятся — все они точно знают, кто что делает и когда. Сервис, которым одновременно пользуются и рядовые сотрудники фирмы, и руководство, обеспечивает прозрачность и подотчетность работ и помогает не срывать дедлайны.
Как зарабатывает компания
Свою облачную платформу Asana не продает, а предоставляет по подписке. На этом и зарабатывает. Стартап предлагает три уровня платных подписок: Premium, Business и Enterprise. Цена подписки зависит от количества пользователей и набора функций. Оплата взимается ежемесячно или ежегодно.
К 31 января 2020 года Asana набрала 1,2 млн платных пользователей. К ним относятся как сотрудники корпораций, так и индивидуальные юзеры.
Около 42% всей выручки компания получила за счет подписок Business и Enterprise. Самые дорогие из них, стоимостью в $5 тыс., обеспечили 54% всей выручки. Сервис пользуется спросом и за пределами США — доля выручки от иностранных подписчиков составила в 2020 финансовом году 41%.
Есть и бесплатная, базовая версия сервиса, с ограниченным доступом к функциям Premium. Ее можно получить, если число пользователей одного корпоративного клиента не превышает 15 человек. Для ознакомления с сервисом платные подписчики обычно получают 30-дневную пробную версию.
Среди подписчиков Asana предприятия различных отраслей и сегментов рынка из 190 стран мира. AT&T, Google, General Electric, NASA — это далеко не полный перечень известных во всем мире клиентов компании. Ее сервисом пользуются около 30% компаний из списка Fortune 500. В конце января 2020 года число корпоративных клиентов составляло 75 тыс.
Стратегия роста Asana
С момента своего запуска Asana создала 3,2 миллиона бесплатных активированных учетных записей. Задача компании — преобразовать их в платных клиентов. Для этого она намерена расширять и улучшать функции сервиса. Поэтому за последний год инженерный состав увеличился на 80%.
«Мы будем продолжать создавать ценный бренд. Наша цель — быть лидером в области приложений управления работой. Этот рынок находится на ранних стадиях развития и предлагает огромные возможности», — говорится в проспекте IPO.
Размер рынка
Мировой рынок приложений для совместной работы быстро развивается и имеет большие перспективы. В июне прошлого года аналитики International Data Corporation (IDC) прогнозировали рост этого рынка с $23 млрд в 2020 году до $32 млрд в 2023 году.
Однако пандемия COVID-19 внесла свои коррективы в развитие технологий для удаленной работы. И в июльском исследовании этого года IDC повысила свой прогноз.
«В начале 2020 года внедрение технологий совместной работы ускорилось почти на пять лет. К старому способу работы возврата нет, — сказал директор IDC по исследованиям в области социальных сетей и совместной работы Уэйн Курцман. — Даже с учетом достигнутого пика в 2020 году, мировой рынок приложений для совместной работы в ближайшие пять лет будет расти в среднем на 18%».
«У нас есть возможность охватить 1,25 млрд специалистов по информационным технологиям со всего мира, — говорится в проспекте IPO Asana со ссылкой на отчет Forrester Research за сентябрь 2019 года. — Сейчас наша степень проникновения менее 3%, что говорит о значительных возможностях на рынке».
Финансовые показатели
Asana добилась впечатляющего роста продаж в последние месяцы и в итоге почти удвоила выручку в сравнении с прошлым годом — с $76,8 млн в 2019 финансовом году до $142,6 млн в 2020-м. Однако и чистые убытки компании выросли более чем вдвое — с $50,9 млн до $118,6 млн.
За квартал, который завершился 30 апреля 2020 года, выручка компании увеличилась в годовом исчислении на 70%, до $47,7 млн. Потери взлетели на 140%, до $35,9 млн.
По состоянию на 30 апреля 2020 года, на счету Asana было $331,55 млн. Размер оборотного капитала составил $253,07 млн.
Риски вложения в бизнес Asana
Компания предупредила о рисках, сопряженных с инвестированием в нее.
- Высокие темпы роста в последние годы могут не сохраниться;
- Компания недавно работает на рынке, что затрудняет оценку ее будущих перспектив;
- До сих пор сервис был убыточным, и возможно, не сможет приносить прибыль;
- Высокая конкуренция на рынке;
- Быстрое устаревание технологий;
- COVID-19 повлиял на бизнес Asana и на мировую экономику. Поскольку все еще неясно, как долго продлится пандемия, невозможно оценить и будущие операционные и финансовые показатели компании.
1 октября мы проведем вебинар с легендой Уолл-стрит Джимом Роджерсом. О чем будем говорить? Конечно, о деньгах и о том, как сделать так, чтобы их стало гораздо больше. Обсудим кризис и возможности, которые он нам предоставил. Узнаем, во что инвестировать прямо сейчас. Купить билет