В США заговорили об угрозе IPO-мании. Ее запустило размещение Snowflake
Рост котировок бумаг высокотехнологических компаний начал тревожить экспертов с Уолл-стрит. Ситуацию в секторе стали сравнивать с пузырем доткомов 1999 года.
Беспокойства в последние недели добавил и бум на рынке IPO. Даже Уоррен Баффет , известный неприязнью к рынку IPO, поддержал размещение акций разработчика облачного софта Snowflake и купил 15,2% его акций.
Пандемия и режим самоизоляции во всем мире привели к повышенному спросу на продукты хай-тек-компаний. В особенности вырос спрос на облачные технологии, чем и воспользовались многие стартапы, вроде JFrog, Unity Software, Sumo Logic. Но после того как акции Snowflake в первый день торгов на бирже взлетели вдвое и стали одними из самых дорогих среди софтверных компаний, о пузыре заговорили еще настойчивее.
«Классические признаки эйфории» — так охарактеризовал состояние рынка IPO знаменитый экономист, основатель Rosenberg Research Дэвид Розенберг. «IPO-мания, вызванная размещением Snowflake, надувает рыночный пузырь, который вскоре может лопнуть», — предупреждает эксперт.
По словам главного рыночного стратега в Renaissance Capital Мэтью Кеннеди, начиная с 2000 года не было IPO, которое привлекло бы более $1 млрд и чтобы акции взлетели в день дебюта вдвое, как это было с Snowflake.
Известный эксперт по финансам из Университета Флориды Джей Риттер отметил, что доходность IPO в первый день торгов в этом году в среднем составляла около 42%. Это «самый высокий средний показатель со времен интернет-пузыря».
К чему может привести IPO-мания
IPO-мания — еще один повод для сомнения в справедливости текущих уровней рынка, считает Розенберг. «С учетом того, что на горизонте появится еще много компаний, желающих выйти на рынок, не говоря уже о резком росте числа компаний по приобретению специального назначения (SPAC), в ближайшее время тенденция не замедлится», — сказал он.
Когда технологический пузырь лопнул в 2000 году, NASDAQ упал более чем на 80% за два года, а S&P 500 просел примерно на 50%. «К сожалению, многие пытаются объяснить, что на этот раз все по-другому. Но качество компаний, похоже, не лучше, чем было 20 лет назад».
Дебютанты этого года отличаются от компаний, которые стали публичными в 1999–2000 годах, объясняет Джей Риттер. «У многих из тех молодых интернет-компаний был очень небольшой доход. А в этом году почти все технологические компании, такие как Snowflake, имеют значительные продажи. Они старше, они показали, что у них есть продукт или услуга, которые продаются. И хотя многие из них еще нерентабельны, но уже продемонстрировали, что у них есть реальный продукт», — сказал он.
И что же дальше
Оценка Дэвидом Розенбергом настроений в отношении IPO полностью согласуется с его взглядом на рынок и экономику в целом. Сегодняшнее состояние рынка он сравнивает с «замками, построенными на песке». По его словам, такой рынок построен на очень шатких фундаментальных показателях.
Ралли, которое развернулось с мартовских минимумов, Розенберг считает второй фазой «медвежьего» рынка. «Для непосвященных: Фаза 2 из известных трех фаз медвежьих рынков Боба Фаррелла является синонимом рефлексивного отскока акций от стремительного падения. За ней следует Фаза 3: длительное и затяжное падение», — предупреждает эксперт.
Согласно инвестиционному правилу легендарного Боба Фаррела, у «медвежьих» рынков есть три этапа — резкий спад, спонтанный отскок и переход в затяжной нисходящий тренд под давлением фундаментальных факторов.
«Медвежий» рынок всегда начинается с резкого падения, затем отскакивает на фоне экстремальных уровней перепроданности. После этого рынок переходит в фазу затяжного и более медленного падения, так как фундаментальная картина ухудшается.
В сервисе «РБК Инвестиции » можно купить или продать валюту по выгодному курсу. Сделки проходят онлайн, вы не потеряете деньги на комиссиях, а в качестве партнера-брокера выступает банк ВТБ. Начните с открытия счета. Это займет не более пяти минут