6 мультфильмов, которые научат правильно обращаться с деньгами
Как начать прививать ребенку финансовую грамотность? Самый эффективный способ: мультфильмы. Они в игровой форме рассказываются все важные аспекты, и ребенок усваивает информацию без дополнительной нагрузки. Многие говорят: нас в детстве этому не учили! А ведь это не совсем так. Даже в нашем с вами детстве были мультики, где в завуалированной форме объясняли, как правильно обращаться с деньгами.
Давайте разберем самые популярные мультфильмы СССР и поищем в них примеры грамотного финансового воспитания.
Начнем с 1976 года: «Муха-цокотуха».
У многих эта сказка — первое воспоминание. Основная идея на поверхности: Муха-цокотуха нашла денежку и тут же ее потратила. Классический пример спонтанных покупок, которые захламляют наши квартиры и создают «дыры» в семейном бюджете.
Конечно, в советские времена не было такого выбора товаров и услуг, но создатели мультфильма нас предупреждали: не относитесь к деньгам легкомысленно, чтобы они не утекали сквозь пальцы.
Лучший мультик СССР о планировании семейного бюджета — «Дюймовочка».
Вспомните слова крота, которому предложили жениться: «жену кормить надо, а жены знаете какие прожорливые...» Не нужно это воспринимать буквально, но посыл понятен: если женитесь — готовьтесь брать на себя ответственность за вторую половинку и детей.
Семейный бюджет крот рассчитал аж на год: «Половина зернышка в день, в день это немного. Женюсь! А в год? В году 365 дней. По половине зернышка в день — 182,5 зерна в год. В год получается не так уж и мало. Нет, не женюсь!» Вот оно: финансовое планирование семейного бюджета. И не на месяц или на квартал — целый год был рассчитан!
Грамотным инвестициям учил мультик «Трое из Простоквашино».
Кот Матроскин был примером настоявшего инвестора — Уоррен Баффет из Советского Союза. Мало того, что он умел разумно экономить (вспомните, как он отказался от подписки на журналы), так еще в итоге сумел выстроить вполне успешное фермерское хозяйство. Ну чем ни пример для подражания?
«Смешарики» против классики
На этих мультфильмах выросло поколение, и кто-то бессознательно воспользовался советами кота Матроскина или Буратино, став вполне успешными бизнесменами. Современные дети уже смотрят совершенно другие мультфильмы, но и среди них есть бриллианты финансовой грамотности. Очень полезные, понятные и веселые серии «Азбуки финансовой грамотности со Смешариками». Рассмотрим несколько примеров.
«Смешарики». Серия «Золушка».
Одна из персонажей мультфильма — Нюша — увидела в магазине платье своей мечты. Но денег на него не хватало. Она обратилась в банк за кредитом и подписала кредитный договор не глядя. В итоге, когда пришло время отдавать деньги, ей пришлось работать посудомойкой и официанткой, чтобы вернуть банку кредит. «В этот раз я выкрутилась, а в следующий раз буду внимательнее», — решила Нюша, отдав долг. Все как в жизни, не правда ли?
«Смешарики». Серия «Благородное дело».
Нельзя легкомысленно относится к деньгам. И закапывать их бесполезно. А вот вложить в хорошее дело (в этой серии пернсонаж Копатыч строит мельницу) — тогда они вырастут. И принесут доход. Так становятся инвесторами! А вот чтобы получить сверхприбыль — нужно очень рисковать. Но ваши денежки могут сгореть, совсем как у героя мультика.
«Смешарики». Серия «Золотое яблоко».
Нюша на рынке. Хитрый продавец продал ей яблоки втридорога. Потом они приходят в гости к Копатычу и он их угощает яблоками бесплатно. Говорит, что в этом году их много уродилось, поэтому никто не покупает. Думать нужно до того, как покупаешь, а не после. Простая и гениальная мысль.
Второе поколение
У англичан есть такая поговорка: «каждое четвертое поколение ходит в простой рубашке».
Первое поколение родились бедными, но очень много работали и в итоге скопили начальный капитал, чтобы дать детям лучшую жизнь. Второе поколение, получив от родителей деньги, много учится, работает и сохраняет сбережения родителей, при этом совершенно забывая инвестировать силы и знания в своих детей. Их дети, в основном на попечении гувернанток и репетиторов, вырастают классической «золотой молодежью». Третье поколение не знает, что такое работа и проматывают все сбережения своей семьи.
Четвертое поколение, дети обанкротившихся «внуков», оказываются в полной нищете и начинают с нуля.
Мы с вами — второе поколение. Чтобы наши дети не растеряли ваши накопленные средства — занимайтесь сами их финансовой грамотностью с пеленок. И начните, пожалуй, с мультфильмов.
Игорь Файнман — финансовый консультант, эксперт в области инвестиций и управления частным капиталом, квалифицированный инвестор на российских и мировых финансовых площадках, автор проекта «Файнманомика».