«Поезд еще не ушел». Чем вызван оптимизм инвесторов на фоне пандемии
Пандемия продолжается уже год и политики с экспертами рисуют все более мрачные картины ближайшего (и не только) будущего. На этом фоне мировой финансовый рынок уже несколько месяцев остается едва ли не единственным источником оптимизма. Несмотря на обилие критиков, указывающих на неустойчивость этого роста, рынок продолжает не только штурмовать новые высоты, но и заражает своим оптимизмом даже заядлых скептиков.
Один из них — Роберт Шиллер. Нобелевский лауреат, с середины 2010-х указывавший на переоценку американского рынка акций на основе своего известного показателя CAPE (отношение цены акций к средней прибыли за последние 10 лет), перешел на «светлую» сторону, опубликовав с коллегами статью с говорящим названием «Making Sense of Sky-High Stock Prices» (в примерном переводе — «В оправдание высоких цен акций»).
Премия за риск
В статье авторы используют известную логику — сами по себе финансовые мультипликаторы и их исторические значения не должны рассматриваться механически, анализ необходимо строить с учетом других параметров. Ключевым показателем уровня оцененности рынка является премия за риск, то есть дополнительная доходность, которую приносят акции по сравнению с безрисковыми облигациями . Чем выше ожидаемая премия за риск, тем выгоднее будут вложения в акции. И наоборот, низкая премия за риск, как правило, означает завышенные цены рисковых активов и низкий потенциал будущих доходов.
По данным Шиллера, низкая инфляция и низкие процентные ставки позволяют оценить текущий уровень премии за риск на вполне комфортном с исторической точки зрения уровне в 4% годовых по американскому рынку, достаточно высокими 6% по европейскому и японскому и рекордными 10% по Великобритании. Это значит, что, несмотря на масштабные вливания ликвидности и рост цен, инвесторы достаточно медленно адаптируются к новой реальности и потенциал роста далек от исчерпания.
Если трезво посмотреть на вещи, то по итогам первых 10 месяцев 2020 года американский рынок вырос всего на 3%, хотя по всем макроэкономическим прогнозам падение экономики по итогам 2020 года будет практически полностью компенсировано опережающим ростом в 2021-22 годах. Ноябрьское ралли несколько выправило ситуацию (рост с начала года составил уже 14%), но назвать происходящее «перегревом» было бы большой натяжкой. Справедливая цена акции — это приведенная сумма всех будущих прибылей, поэтому падение одного слагаемого при одновременном повышении другого не должно оказывать значительного влияния на итоговую величину. Это значит, что фактические колебания цен, которые мы наблюдали в этом году, были связаны именно с воспринимаемой премией за риск, а не с оценкой будущих денежных потоков.
Не пытайтесь угадать
Конечно по итогам пандемии будут проигравшие. Но будут и несомненные победители, и доходность широких рыночных индексов в целом имеет все шансы удивить тех, кто окажется способен собрать волю в кулак и не обращать внимание на краткосрочную волатильность (проще всего это сделать, имея долгосрочный горизонт при инвестировании).
Чего скорее не стоит делать, так это пытаться угадать конкретных победителей в качестве кандидатов на покупку (или, что еще опаснее, проигравших в качестве кандидатов на продажу). Недавний пример (хотя и со счастливым концом для инвесторов) — корпоративный мессенджер Slack, выросший с января по октябрь всего на 14% при том, что аналогичные сервисы, такие как Zoom, выросли в разы.
Хорошие инвестиции — это далеко не всегда акции производителей самого лучшего (или самого раскрученного) товара. И если вам по какой-то причине нравится, скажем, Tesla задумайтесь, насколько ее текущая цена, превышающая текущую прибыль в 900 раз — комфортная инвестиция. Очевидно, что компания имеет массу поклонников, чьи инвестиции уже сделали ее акции очень дорогими с очень маленькой компенсацией за значительный риск, который берет на себя инвестор. Компенсация за риск в широких индексных фондах гораздо выше, а процесс инвестирования — не сложнее покупки акции, и, что даже более важно, «поезд еще не ушел».
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнение профи», может не совпадать с мнением редакции.
Термин, обозначающий вероятность быстрой продажи активов по рыночной или близкой к рыночной цене. Подробнее Изменчивость цены в определенный промежуток времени. Финансовый показатель в управлении финансовыми рисками. Характеризует тенденцию изменчивости цены – резкое падение или рост приводит к росту волатильности. Подробнее Расчетный показатель. Позволяет оценить уровень недооцененности или переоцененности активов рынком. Считается как отношение показателя, содержащего рыночную стоимость актива (капитализация, цена акции, стоимость бизнеса) с отчетным финансовым показателем (выручка, прибыль, EBITDA и др.). Недооцененность или переоцененность актива оценивается при сравнении значения мультипликатора с мультипликаторами конкурентов. Долговая ценная бумага, владелец которой имеет право получить от выпустившего облигацию лица, ее номинальную стоимость в оговоренный срок. Помимо этого облигация предполагает право владельца получать процент от ее номинальной стоимости либо иные имущественные права. Облигации являются эквивалентом займа и по своему принципу схожи с процессом кредитования. Выпускать облигации могут как государства, так и частные компании. Инвестиции — это вложение денежных средств для получения дохода или сохранения капитала. Различают финансовые инвестиции (покупка ценных бумаг) и реальные (инвестиции в промышленность, строительство и так далее). В широком смысле инвестиции делятся на множество подвидов: частные или государственные, спекулятивные или венчурные и прочие. Подробнее