Налог на вклады в 2026 году: с какой суммы, сколько и когда уплатить
В этом тексте вы узнаете:
Поступления в федеральный бюджет от НДФЛ на процентные доходы по вкладам в 2026 году составят ₽631,9 млрд, следует из пояснительной записки к проекту бюджета на ближайшую трехлетку. Это на 12,7% больше первоначального плана в ₽567,6 млрд, который также считался рекордным.
С 21 сентября ФНС начала рассылать гражданам уведомления с суммой начисленного налога на вклады. Полностью рассылка должна завершиться до 10 октября. А заплатить налог необходимо до 1 декабря. Если уведомление не пришло, а доходы по вкладам превышают необлагаемый порог, ФНС рекомендует обратиться в налоговую службу.
Что такое налог на вклады, как он считается, сколько придется заплатить за 2025 год и что может измениться в ближайшее время — в разборе «РБК Инвестиций».
Что такое налог на вклады
Налог на вклады — это сумма, которую Федеральная налоговая служба выставляет к уплате физическому лицу, если процентный доход по депозиту превышает определенный лимит.
Налог на процентные доходы по вкладам был введен с 1 января 2021 года. Однако в 2021–2022 годах действовал мораторий на его уплату. Фактически россияне впервые заплатили ₽110,7 млрд налога в 2024 году — за процентный доход, полученный в 2023-м. В 2025 году бюджет получил ₽320,2 млрд налога на процентные доходы по вкладам, полученные в 2024-ом.
Налог распространяется не только на срочные депозиты, но и на другие банковские продукты, которые приносят процентный доход, в том числе накопительные и карточные счета. В расчет также попадают проценты по валютным вкладам.
До 1 декабря следующего за отчетным годом — за доходы, полученные в 2026 году, нужно уплатить налог до 1 декабря 2027 года.
С какой суммы дохода по вкладу не нужно уплачивать налог
Необлагаемый доход рассчитывается по формуле:
максимальная ключевая ставка ЦБ за год × ₽1 млн.
При этом максимальное значение ключевой ставки Банка России определяется из действовавших значений на начало каждого месяца (на 1-е число) соответствующего календарного года.
Если в течение года ставка Банка России повышалась, то и необлагаемый налогом доход также увеличивался. Фактически вкладчики узнавали необлагаемый лимит 1 декабря — когда фиксировалась последняя ключевая ставка для этой формулы и можно было понять, какая из них стала максимальной. Такая схема расчета распространилась на налоговые периоды, то есть на проценты, полученные в 2023-2026 годах.
Так, на 1 января 2023 года ключевая ставка составляла 7,5%, но на 1 ноября и на 1 декабря она была уже 15%. В расчет необлагаемой суммы пошла ставка 15% и доходы по депозитам за весь 2023 год были освобождены от НДФЛ в размере ₽150 тыс. (₽1 млн × 15%).
Все процентные доходы человека за год по вкладам и счетам в российских банках суммируются. Из общей суммы вычитается необлагаемый лимит. Если доход превышает этот лимит, НДФЛ начисляется только на сумму превышения.
В 2025 году максимальная ключевая ставка на начало месяца составляла 21%. Поэтому необлагаемый процентный доход был равен ₽210 тыс. Таким образом, налог за 2025 год начисляется на процентный доход, превышающий ₽210 тыс. Заплатить его необходимо до 1 декабря 2026 года.
Если вклад длинный — более 15 месяцев, то к нему можно применить неизрасходованный необлагаемый лимит в том размере, который остался в предыдущих налоговых периодах. Соответствующий закон, устанавливающий особенности налогообложения по длинным вкладам, был принят в августе 2024 года. Как это применяется на практике, разберем в примере ниже.
По какой ставке удерживается налог на вклады
Ставки НДФЛ, то есть те, которые будут применяться к сумме превышения размера налоговой льготы:
- За доходы по вкладам в 2023 и 2024 годах ставка НДФЛ — 13% или 15% согласно прогрессивной шкале. В 2023 и 2024 годах повышенная ставка взимается, если совокупные доходы налогоплательщика составили более ₽5 млн за год.
- С 2025 года НДФЛ по ставке 13% уплачивает вкладчик, если его инвестиционные доходы составили не более ₽2,4 млн за год, и по ставке 15% НДФЛ — с тех, чей инвестиционный доход превысил ₽2,4 млн.
Для нерезидентов налог с депозитов уплачивается по ставке 15% независимо от размера налоговой базы.
С 1 января 2025 года в России начала действовать новая пятиступенчатая прогрессивная шкала НДФЛ: вместо двух текущих ставок 13% и 15% их стало пять: 13%, 15%, 18%, 20% и 22% в зависимости от уровня дохода.
Но ставки 13% и 15% для налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в части процентного дохода по депозитам остались прежними, при этом понизился порог для применения повышенной ставки — с ₽5 млн до ₽2,4 млн в год.
Пятиступенчатая шкала НДФЛ также не применяется к доходам от продажи ценных бумаг и дивидендов, для них тоже действуют две ставки — 13% и 15%, пороговая сумма для применения 15% аналогично снижена с ₽5 млн до ₽2,4 млн. Причем налоговая база для исчисления налога на так называемые инвестиционные доходы теперь считается отдельно от основной (зарплатной) базы.
Налог на вклады в рублях за 2025 год
В 2025 году ключевая ставка была максимальной на первые числа с января по июнь — на уровне 21%. Таким образом, в 2025 году от налогообложения были освобождены доходы в виде процентов по вкладам в банках в размере ₽210 тыс. (₽1 млн × 21%). Налог на вклады за 2025 год надо будет уплатить до 1 декабря 2026 года.
Налогообложению подлежит процентный доход за 2025 год, превышающий ₽210 тыс.
До 1 февраля 2026 года банки были обязаны предоставить в ФНС информацию о выплаченных в 2025 году физическим лицам процентах по вкладам, в том числе по длинным вкладам (со сроком действия более 15 месяцев). Также до 1 апреля банки должны были представить уточненную информацию о длинных вкладах за 2024 год. В связи с этим ряд налогоплательщиков получат перерасчет налога за 2024 год, их налог станет меньше благодаря закону о длинных вкладах.
Например, сумма процентного дохода за 2024 год составила ₽150 тыс., она не облагается налогом, так как за 2024 год не облагаемая налогом сумма — ₽210 тыс. То есть у налогоплательщика осталось «неиспользованными» ₽60 тыс. от льготы.
При этом у вкладчика был длинный вклад сроком более 15 месяцев, по которому он получил доход в 2025 году в размере ₽250 тыс. Необлагаемая сумма в 2025 году — ₽210 тыс. По идее, он должен был бы уплатить налог с ₽40 тыс., но за счет того что по доходам в 2024 году у человека остался неиспользованный остаток необлагаемой суммы (₽60 тыс.), ему и за 2025 год не придется уплачивать налог.
Налог на валютные вклады
Если у вас есть банковские вклады в иностранной валюте, то по ним тоже нужно уплатить налоги по новой схеме независимо от размера ставки по таким депозитам. Доходы по ним пересчитываются в рубли по курсу Банка России, который действовал на дату выплаты процентов.
Суммы процентных доходов по валютным вкладам суммируются с доходами по другим вкладам, например рублевым, если они у вас есть.
Валютная переоценка самого вклада при этом не делается, подчеркнули в Минфине. Вклад — это имущество, а не доход, так что он в принципе не может подлежать налогообложению. Эта информация не совсем актуальна в периодах укрепления рубля, но при его падении может быть важной для оценки налоговых последствий.
Например, вы открыли годовой долларовый вклад со ставкой 0,7%, проценты по которому выплачиваются в конце срока на отдельный счет. Размер вклада — $500 тыс. Процентный доход за год в долларах — $3500.
Допустим, срок депозита закончился 28 ноября 2025 года, курс доллара ЦБ на эту дату был ₽78,2503. Переведем проценты из долларов в рубли — они составят ₽273 876,05. А необлагаемая сумма на 2025 год составляет ₽210 тыс., соответственно, с ₽63 876,05 превышения надо уплатить налог.
На 25 августа 2026 года $3500 процентного дохода уже составят ₽291 507,3 (по курсу 83,2878), а предварительная необлагаемая сумма на 2026 год составляет ₽160 тыс. В таком случае придется уплатить налог с ₽131 507,3 превышения.
На вклады для пенсионеров
Сейчас у пенсионеров нет особых условий и льгот по закону о налогах на вклады. В 2021 году депутаты предлагали законопроект, который освободил бы неработающих пенсионеров от уплаты таких налогов.
Авторы отмечали, что этот законопроект должен поддержать слабо защищенные группы населения. Многие россияне пытаются накопить средства на пенсию, пока работают, чтобы не бедствовать в старости, говорили законодатели. Когда пенсионер уже не работает, то у него нет зарплаты, а потеря нескольких тысяч рублей в виде налогов может стать существенной, считали законодатели.
В законопроекте они предложили освободить неработающих пенсионеров от налогов с доходов по вкладам. Условие — эти доходы за год не должны превышать прожиточный минимум пенсионеров в целом по России, умноженный на 12. Например, в 2026 году минимум для пенсионеров — ₽16 288, годовой доход от вклада на уровне чуть более ₽195 тыс. мог бы быть освобожден от НДФЛ для этой категории.
Однако законопроект отклонили в мае 2021 года, так что пенсионерам тоже нужно уплатить налоги по общим правилам.
Налог на вклады по наследству
Согласно Налоговому кодексу, с дохода в виде процентов по банковским вкладам и остаткам на счетах, выплаченного в порядке наследования, не нужно уплачивать налоги. Поэтому и под новый закон они тоже не подпадают, пояснили в Минфине. Но если вы получили вклад не в порядке наследования, то налоги придется уплатить.
Если вы не знаете, были ли вклады и счета у вашего родственника, то нужно обратиться к нотариусу, который ведет наследственное дело. Он собирает информацию об имуществе.
Когда можно не уплачивать налог по вкладам
- Доходы по вкладам, процентная ставка по которым не более 1% годовых.
- Доходы по счетам эскроу — это специальный счет в банке, который используют в сделках, чтобы снизить риски. Одна сторона вносит на него деньги, они замораживаются, и вторая сторона получит их, если исполнит свои обязательства перед первой.
В Федеральной налоговой службе рассказали, что проценты, которые добавляются к вкладу, а не поступают на отдельный счет, тоже учитываются. «Если проценты зачисляются банком в счет пополнения того же вклада клиента, то доход в виде таких процентов учитывается при обложении НДФЛ в том налоговом периоде, в котором было зачисление этих процентов», — пояснили в ФНС.
Как рассчитать налог по вкладам
Представим, что на вашем банковском депозите лежит ₽2,4 млн по ставке 15% годовых. Максимальная ключевая ставка ЦБ за год составила 16%.
Используем следующую формулу
(Ваш доход по вкладу — Необлагаемая сумма) × 13% = Налог на доход от вклада
Считаем сумму, с которой будет взиматься налог
₽2,4 млн (размер вклада) × 15% (ставка по вкладу) — ₽1 млн × 16% (максимальная за год ставка ЦБ) = ₽360 000 — ₽160 000 = ₽200 000
Считаем налог с получившейся суммы
₽200 000 × 13% = ₽26 000
Итого: налог на вклад ₽2,4 млн под 15% годовых при максимальной ключевой ставке ЦБ за год в 16% составит ₽26 тыс.
В это уравнение можно подставить свои значения и понять, сколько вам нужно будет уплатить налогов по вкладам в 2027 году за доход, полученный в 2026 году. Напомним, расчеты приблизительные, так как если в течение года ключевая ставка повысится, то необлагаемая сумма станет больше.
Когда и как уплатить налог по вкладам
Уплатить налог по вкладам нужно самостоятельно. Но подавать декларацию не придется. Банки сами направляют информацию о ваших доходах по вкладам в Федеральную налоговую службу.
Если ваши доходы превысили необлагаемую базу, ФНС присылает вам уведомление. Налоги за предыдущий год нужно будет уплатить до 1 декабря следующего. Например, за 2025 год — до 1 декабря 2026-го, а за 2026 год — до 1 декабря 2027 года.
Сумму начисленного за год налога ФНС указывает в налоговом уведомлении. Уведомление направляется в личный кабинет налогоплательщика ФНС, зарегистрированным пользователям «Госуслуг» — также через этот сервис, а в остальных случаях — по почте.
Если уведомление не пришло, сначала стоит проверить личный кабинет ФНС. Там можно увидеть не только само уведомление, но и сведения о доходах, которые налоговая получила от банков.
Если уведомления нет, а доходы по вкладам превышают необлагаемую сумму, необходимо обратиться в налоговую службу. При этом отсутствие уведомления не всегда означает ошибку: например, оно обычно не направляется, если сумма налога к уплате составляет менее ₽300.
Сведения о процентных доходах также можно проверить в личном кабинете ФНС в разделе «Доходы» — «Сведения о доходах» — «Банковские вклады».
Если данные о процентах не совпадают с банковской выпиской, необходимо обратиться в банк. Кредитная организация сможет проверить переданные сведения и при необходимости направить в ФНС уточненную информацию.
Кому придется уплатить налог на вклады за 2026 год
В 2026 году максимальная ключевая ставка на начало месяца составляла 16% — она действовала 1 января и 1 февраля. Затем показатель снижался.
Таким образом, на данный момент необлагаемый процентный доход за 2026 год составляет ₽160 тыс.
Если ключевая ставка до конца 2026 года не превысит уже зафиксированный максимум, именно ₽160 тыс. останутся необлагаемым лимитом для доходов, полученных в 2026 году. Окончательная сумма станет известна после завершения года.
Например, при ставке по вкладу 13,47% годовых и размещении денег на три месяца доходность за этот период составит около 3,37%. При необлагаемом доходе ₽160 тыс. на такой срок можно разместить около ₽4,75 млн, не превысив лимит.
₽160 тыс. / 3,37% = ₽4 747 774,81
Однако если после трех месяцев вклад будет продлен или деньги будут размещены на другом депозите, дальнейший процентный доход будет учитываться в общем годовом доходе и может попасть под налогообложение.
Чем ниже ставка по депозиту, тем большую сумму можно разместить без превышения необлагаемого лимита, и наоборот.
Как планируют изменить налог по вкладам
Пока это только законопроект, а не действующие правила. Правительство внесло в Госдуму поправки в Налоговый кодекс, которые предусматривают изменение порядка администрирования налога на процентные доходы по вкладам. Если поправки будут приняты, новые правила планируется применять с 2027 года.
Главное изменение — банки должны будут начать выполнять функции налоговых агентов по процентным доходам. То есть НДФЛ будут удерживать непосредственно при выплате процентов по вкладу, а не рассчитывать и предъявлять к самостоятельной уплате уже в следующем году.
Банк будет учитывать необлагаемый лимит нарастающим итогом с начала года. Однако кредитные организации не видят информацию о вкладах клиента в других банках, поэтому каждая из них не сможет рассчитать окончательный налог с учетом всех процентных доходов человека.
Поэтому после окончания года ФНС будет объединять информацию от разных банков и при необходимости рассчитывать сумму доплаты. Если удержанного банками НДФЛ окажется недостаточно, налоговая служба направит уведомление на доплату.
Еще одно предлагаемое изменение касается самого необлагаемого лимита. Сейчас он определяется исходя из максимальной ключевой ставки за текущий налоговый год. Законопроект предлагает использовать максимальную ключевую ставку за предыдущий год.
Если эта норма будет принята, для расчета необлагаемого дохода в 2027 году будет использоваться максимальная ключевая ставка, которая действовала на первое число месяца в течение 2026 года. Пока максимальным значением является 16%, поэтому необлагаемый лимит в следующем году может составить снова ₽160 тыс.
Таким образом, если законопроект примут в нынешнем виде, с 2027 года часть налога будет удерживаться банками непосредственно при выплате процентов, а ФНС будет проводить окончательный расчет с учетом доходов по всем банкам.
Пока эти правила не действуют: в 2026 году налог по вкладам рассчитывает ФНС на основании сведений банков, а начисленный за 2025 год налог вкладчики должны самостоятельно уплатить до 1 декабря 2026 года.
Поступления НДФЛ на процентные доходы по вкладам в 2027 году в проекте федерального бюджета оцениваются в ₽1,02 трлн. На 2028 год заложено ₽305,58 млрд, на 2029-й — ₽307,38 млрд. При этом сами оценки бюджета пока также являются плановыми.
По данным ЦБ, на 1 сентября 2026 года население держало на депозитах в российских банках ₽46,8 трлн. Средняя максимальная ставка по вкладам в топ-10 банках в течение года снижалась вслед за ключевой ставкой, однако с начала июля произошел разворот: в третьей декаде сентября показатель достиг 13,06% годовых.
Читайте «РБК Инвестиции» в «Максе».