Единорог с пятой попытки: история конструктора сайтов с русскими корнями
Подписывайтесь на рассылки «РБК Инвестиций». Каждую неделю мы пишем о самых важных новостях для ваших инвестиций, дивидендах, стартапах, IPO и личных финансах. Например, в рассылке «Стартапы, IPO и венчур» Паша Карасев каждое воскресенье рассказывает о самых горячих размещениях на бирже, «единорогах» и главных трендах в стартапах и венчурном капитале. Вот его новое письмо.
« Единорог -пегас»
Еще 20 лет назад для запуска собственного онлайн-бизнеса было мало интересной идеи: требовались большие технические знания и дорогостоящие специалисты из разных областей. Но сегодня на открытие условного Amazon ушло бы гораздо меньше сил и времени. Вам нужен магазин в онлайне? Воспользуйтесь Shopify, Squarespace или конструктором ботов для Facebook Messenger Octane AI. Мечтаете о красивой визитке в вебе, но не знаете, как ее сделать? Carrd на помощь! Собрать красивый и функциональный сайт, не изучая годами языки программирования? Воспользуйтесь Webflow.
Венчурные капиталисты и бизнес-ангелы уверены, что именно за такими проектами, упрощающими открытие бизнеса до нескольких дней, будущее. Разработка MVP (первая жизнеспособная версия продукта) с минимальными затратами — это сегодня целая философия и направление бизнеса. Движение называется No Code Movement. Одна из его новых и очень ярких звезд — стартап в русскими корнями Webflow, который на прошлой неделе стал «единорогом».
Бизнес-ангел и венчурный инвестор в IT-проекты Джейсон Калаканис называет такие стартапы «пегасами»: они «летят» выше «единорогов», и инвесторам очень тяжело войти в самостоятельный и прибыльный проект. Зато, когда спустя несколько лет такая возможность появляется, оценка стартапа взлетает ввысь.
Ни денег, ни кода
Идея Webflow очень проста и благородна: любой желающий за фиксированную абонентскую плату может создать собственный профессиональный сайт без навыков программирования или дизайна. Однако если сегодня инвесторы буквально борются за право финансировать проект, то в самом начале они один за другим отказывались даже разговаривать с создателями.
В 2012 году тогда еще сотрудник компании Intuit в Калифорнии Влад Магдалин решил вместе с братом Сергеем создать собственный проект. Инвесторов молодые люди не привлекали, а вложили только собственные накопления. В Долине про такие деньги говорят friends and family. «Я объяснял жене, что все компенсирую семейному бюджету в течение буквально трех месяцев», — делится Влад воспоминаниями.
Увы, все пошло не по плану, и спустя всего полгода после старта Влад, его компания и семья оказались на грани банкротства. По $16 тыс. долга на двух кредитных картах, две проданные машины и снятые с пенсионного счета (с уплатой налога!) средства — если бы бизнес был машиной, то момент, в котором оказался Влад Магдалин, можно назвать «работал на парах бензина».
«С тех пор я нормально отношусь к высоким налогам: мы с Сергеем в первое время работали из библиотеки. Каждый день, не платя ни копейки, мы пытались запустить свой бизнес. Без налогов этой инфраструктуры просто не было бы», — объясняет Магдалин. К проекту братья привлекли коллегу по Intuit Брайанта Чоу, нынешнего совладельца Webflow. Он разрабатывал инфраструктуру для интернет-магазинов раньше и должен был помочь с типовыми решениями для конструктора. Предприниматели думали было привлечь деньги на Kickstarter, но затея провалилась.
«Мы решили, что у нас будет дедлайн, после которого мы все вернемся к жизни обычного офисного планктона», — рассказывал Влад в 2019 году. Когда оговоренная дата наступила, Webflow решает опубликовать наброски своей идеи и наработки в соцсети для разработчиков и предпринимателей Hacker News.
Всего за день пост стал самым популярным и обсуждаемым на сайте. Вскоре с командой стартапа связался YСombinator и со второго раза (в 2012-м что-то пошло не так) вложил $1,4 млн в проект.
Возьми наши деньги
Позже Webflow привлек деньги в ходе дополнительного посевного раунда — $1,5 млн от Rainfall Ventures. «Они хотели вложиться в нас в рамках раунда А, но мы не были готовы», — рассказывает Влад. Магдалин отмечает, что без второго посевного раунда им не хватило бы около $300 тыс. — деньги пришлись очень кстати, сама компания себя обеспечивать на данном этапе не могла. «Когда мы привлекли первые деньги, зарабатывали около $5 тыс. Этого не хватало на зарплату даже одному сотруднику, а нас было трое», — рассказывает Влад. По его словам, благодаря дополнительным инвестициям Webflow удалось масштабировать технологию и начать получать выручку, да еще такую, что раунд А случился только в 2019-м — и сразу $72 млн.
Второй посевной раунд позволил Webflow довести свой идею до релиза. Главный продукт Webflow — конструктор, собрать с помощью которого полноценный веб-сайт может каждый. Некоторые пользователи и СМИ за простоту и функциональность назвали новый инструмент «смесью WordPress и Photoshop». Для работы в нем не требуется специальных знаний или умения кодить. Помимо удобного инструмента для разработки, Webflow предлагает услуги хостинга (инфраструктуру масштабируют в зависимости от нагрузки). До запуска сайта в «полет» пользоваться Webflow можно бесплатно.
Среди клиентов компании оказались не только маленькие стартаперы, но и большие корпорации: Dell, Rakuten, Zendesk, Petal и пр. Всего за полгода число пользователей Webflow увеличилось на 30%, а выручка выросла в десять раз. СМИ не раз отмечали, что крупный раунд удалось привлечь из-за того что Webflow — зрелый и прибыльный бизнес с базой из 47 тыс. клиентов. Годовая выручка компании превышает $20 млн, делился с Forbes осведомленный источник.
Полученные после посевных раундов деньги, конечно же, пошли на дополнительное масштабирование бизнеса, но Магдалин в беседе с Crunchbase отмечает, что Webflow они были не нужны. «Мы стали прибыльными после второго посевного раунда. Новые инвестиции — это прежде всего связи и экспертиза. Представьте, что вы взбираетесь на отвесную скалу: с умелым проводником сделать это в разы проще», — объяснял Магдалин. Особенно он отмечает инвестиции фонда Accel: если кто-то может вас вдохновить еще больше на реализацию вашей идеи, чем вы сами, то с такими людьми надо работать.
Кто эти парни
Основатели Webflow братья Влад и Сергей Магдалины переехали в США из России, когда младшему было девять лет. В старших классах Влад Магдалин научился графическому дизайну, чтобы помогать компании отца публиковать рекламу на русскоязычных досках объявлений.
«У меня двойное гражданство [РФ и США], я бы никогда не стал делать проект в России», — объясняет Влад. В 2007 году он приезжал в Россию к родственникам и оказался поражен тем, чем зарабатывает на жизнь двоюродный брат: он работает на организацию, ответственную за ликвидацию утечек вредных веществ в атмосферу. За каждую устраненную утечку местный бюджет получает средства от международного наблюдателя. «Поэтому, когда официальный рабочий день закончен, мой кузен отправляется создавать новые утечки, которые он «обнаружит» на следующий день. Если бы я не уехал, то наверняка занимался бы чем-то похожим и никогда бы не подумал о Webflow», — рассказывал Влад в 2019 году.
Окончив старшую школу, Влад поступил в Калифорнийский политехнический университет, где изучал компьютерные науки. Еще один год будущий предприниматель посвятил курсу 3D-анимации в Академии искусств Сан-Франциско. Во время учебы Магдалин увлекся программированием и даже разработал мессенджер Chatterfox. Какое-то время предприниматель вкладывал в него собственные средства от заказов на разработку сайтов, но в итоге без финансирования проект угас.
Идея Webflow впервые пришла к Магдалину, когда он работал над курсовой и изучал, как инструменты, которые превращают перетаскивание элементов мышью в чистый код, могут снизить порог входа для предпринимателей, готовых запустить следующий Facebook или Airbnb. После выпуска из университета Влад устроился разработчиком в компанию Intuit, а в 2012-м покинул ее. К тому моменту он уже трижды попытался запустить Webflow. Все получилось только с пятого раза.
Понравилась рассылка? Подпишитесь и получайте письма каждую неделю — важные новости, дивиденды, личные финансы и венчур в удобном формате.