«Токсичность» нефти — не приговор для инвестора. Цены продолжат рост
![](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/54/756221986196545.jpg)
Экологическая повестка играет на политической арене все большую роль и в последние годы стала сильно сказываться на инвестиционном климате. Правительства все больше закручивают гайки для отраслей промышленности, связанных с большим количеством выбросов парниковых газов, а поколение миллениалов в опросах подчеркивает важность соответствия стандартам ESG при выборе инвестиционных инструментов.
Это способствует тому, что крупные институциональные инвесторы и фонды коллективных инвестиций разворачиваются в сторону «зеленых» проектов, среди которых значительную часть занимают возобновляемая энергетика, электромобили и другие отрасли, которые призваны снизить использование ископаемого топлива: угля, газа и нефти.
Из-за целей по сокращению выбросов СО2 традиционные энергетические компании постепенно теряют рынки развитых стран. Наиболее ощутимый ущерб терпит угольная отрасль, доля которой в производстве энергии стабильно сокращается с 2014 года. За последнее десятилетие угольная промышленность заработала полноценный статус «токсичного» сектора. Все большее количество генерирующих компаний отказываются от угля в пользу более чистого природного газа и возобновляемых источников (ВИЭ). Рост сборов за выбросы CO2 и различные торговые барьеры приводят к тому, что рынок сбыта угля сжимается, а расходы производителей растут.
Для долгосрочных инвестиций соотношение риск/прибыль в таком секторе становится малопривлекательным, и компаниям приходится бороться за доступ к капиталу. Все большее число предприятий объявляют о планах по снижению выбросов, экологической модернизации производства и даже о выделении «грязных» активов в обособленные структуры, чтобы сохранить доступ к средствам инвесторов.
В то время как газ при сжигании выделяет относительно немного СО2, следующей в очереди после угля на роль «паршивой овцы» оказалась нефтяная отрасль. Пандемия COVID-19 сыграла в этом важную роль, поскольку в условиях падения цен на нефть отрасль стала наиболее уязвимой наряду с авиацией и туризмом. Инвесторы поспешили ускорить переход из нефтяных активов в более экологичные компании, в особенности технологические. Активизировались и сами компании — в частности, Exxon Mobil, Chevron, BP, Royal Dutch Shell и другие мейджоры уже объявили стратегические цели по снижению выбросов и постепенному переходу на «зеленые рельсы».
![Фото:Postmodern Studio / Shutterstock](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/14/756220269948146.jpg)
Прогнозы по нефти неутешительные
Целевым рубежом, когда выбросы СО2 должны достигнуть нулевой отметки, является 2050 год. В масштабах мира цель выглядит амбициозной, но для отдельных развитых стран она не сразу сможет оказаться вполне посильной. На конец 2020 года около 110 стран заявили о приверженности этой цели, а Китай, локомотив мировой экономики, обозначил срок перехода к углеродной нейтральности лишь к 2060 году.
В 2020 году Международное энергетическое агентство (МЭА) смоделировало ряд возможных сценариев до 2050 года, а также наметило дорожную карту для мировых правительств, как можно использовать восстановление после пандемии COVID-19 для достижения экологических целей.
В умеренных сценариях спрос на нефть достигнет пика в 2030-х, после чего нефтяной рынок ожидают стагнация и постепенный спад. Сценарий от ОПЕК более оптимистичен — пик будет пройден к 2040 году, главным образом за счет более длительного периода роста в Китае и Индии. Еще один сценарий от нефтяной компании BP, напротив, более категоричен и предполагает достижение пика с 2025 по 2030 год.
Таким образом, нефтяному пирогу осталось расти от 10 до 20 лет, после чего единственным путем роста для нефтяных компаний будет борьба за долю сжимающегося рынка.
![Фото:Lukasz Z / Shutterstock](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/18/756220264874187.jpg)
Проблема прогнозов
Стоит упомянуть, что долгосрочные предсказания — штука ненадежная. Если заглянуть на десять лет назад, то мы увидим выраженный оптимистичный взгляд на нефть и прогнозы в среднем около $90 за баррель в ближайшее десятилетие. Невооруженным глазом видно, насколько полет мысли аналитиков образца 2011 года оказался далек от истины. Читая прогнозы на 30 лет вперед, необходимо помнить, что цифры и прогнозные диапазоны имеют исключительно умозрительный характер, а популярные сегодня тренды имеют тенденцию быть переоцененными.
Действительно, экологическая повестка стремительно набирает темпы, но фактическая доля нефтепродуктов в производстве энергии остается высокой. Уйти от нее вряд ли удастся исключительно политической волей.
Уход от нефти в сторону более экологичных источников топлива должен найти не только идеологическую, но и экономическую поддержку. В условиях низких процентных ставок, дешевых кредитов и щедрых субсидий энергетический переход движется хорошими темпами, но такие тепличные условия могут быть не всегда.
Популярность ESG может иметь переменный характер, в то время как экономическая целесообразность будет более устойчивым фактором, поддерживающим инвестиции и спрос. Если посмотреть на современный уровень развития «зеленой» экономики со здоровой долей скептицизма, то пессимизм в отношении нефтяной отрасли выглядит несколько поспешным.
В структуре потребления нефти около 50% приходится на автомобильные перевозки. На этом фронте одной из главных угроз выступает растущий рынок электромобилей во главе с Tesla.
![Фото:«РБК Инвестиции»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/29/756222076722299.png)
Судя по статистике IEA, доля в первичных продажах электромобилей в мире все еще достаточно скромна и не превышает 2%. Еще более скромно количество таких аппаратов на дорогах мира в сравнении со всем действующим автопарком. Темпы роста рынка в Европе поражают воображение и вызывают соблазн экстраполировать их в будущее и масштабировать на другие регионы мира. Но насколько быстрым может быть такой процесс?
На мой взгляд, самые существенные риски для рынка до сих пор лежат в себестоимости — электрокары слишком дороги и совсем не очевидно, что их доступность будет идти в ногу с прогнозами по рынку. Перспективы дефицита редкоземельных металлов, широко используемых в производстве, еще больше усиливают такие риски.
При этом выгоды для пользователя достаточно абстрактны. Помимо альтруизма в отношении экологии и обхода регуляторных ограничений, в развитых странах бонусы для среднестатистического автомобилиста достаточно спорны и не окупают уплачиваемой премии в сравнении с традиционным автомобилем. Это может существенно сдерживать потенциал развития отрасли в развивающихся странах. А ведь именно с emerging markets связываются ожидания по будущему росту мировой экономики.
![Фото:industryviews / Shutterstock](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/57/756220267014578.jpg)
Мировой рынок нефти — взгляд в будущее
В любом случае ESG-тренды с большой вероятностью будут оказывать влияние на спрос в будущем. Конкуренция со стороны «зеленой» промышленности будет то ускоряться, то замедляться, но движение в этом направлении, безусловно, продолжится, пускай даже не такими быстрыми темпами, как ожидают прогнозисты в 2021 году.
Долгосрочная перспектива нефтяной отрасли заключается в том, что ее продукция останется востребована в отдельных областях экономики, и ее стоимость может формироваться как себестоимость добычи плюс определенная наценка, обусловленная конкурентной средой и логистическими издержками. В этом скучном сценарии не просматривается перспектив избыточной доходности для акционеров, но и упаднических настроений здесь тоже нет. В фокусе могут быть устойчивые и эффективные компании с хорошим корпоративным управлением и щедрыми дивидендами.
Более интересная картина формируется на тактическом горизонте в пределах следующих пяти — десяти лет. И тренд на ESG здесь может сыграть достаточно важную роль. Пандемия COVID-19 и последовавший за ней бум «зеленой» энергетики оказали существенное давление на объем капитальных инвестиций в нефтегазовой отрасли. Мировая буровая активность, опережающий показатель уровня добычи, остается слабой, даже несмотря на рост цен. По оценке Baker Hughes, число буровых установок в мире к концу апреля 2021 года оставалось менее 1200 штук при среднем значении около 2100 штук в 2017–2019 годах.
![Фото:«РБК Инвестиции»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/81/756222073667819.png)
Сланцевые производители США, наиболее быстрорастущий сегмент рынка, до сих пор остаются осторожны и в 2021 году намерены сохранить фокус на высоком свободном денежном потоке для акционеров вместо инвестиций в бурение. По оценке Минэнерго США, добыча нефти к концу года не превысит 11,3 млн б/с, а в целом за 2021 году составит немногим более 11 млн б/с, что даже ниже уровней 2020 года.
Ряд специалистов не без оснований выражают тревогу, что сложившийся тренд на сокращение инвестиций в разработку новых нефтедобывающих проектов может спровоцировать кризис в будущем. Нефтяная отрасль очень капиталоемкая, и вложенные средства начинают сказываться на уровне производства с ощутимым временным лагом. Недоинвестирование сегодня может стать причиной дефицита поставок завтра.
Как будет вести себя в такой ситуации ОПЕК — большой вопрос. С одной стороны, страны Персидского залива обладают внушительным объемом резервных мощностей, который мог бы быть использован в качестве буфера. Но с другой — нефтеэкспортерам выгодны высокие цены, и они могут попытаться использовать избыточные доходы для форсирования экономических преобразований, что было бы стратегически выгодно с учетом мирового курса на чистую энергию.
Таким образом, «токсичность» отрасли для инвесторов может обернуться дефицитом нефти в недалеком будущем. Поскольку мир еще только в начале пути к энергетическому переходу и достойной альтернативы для нефти нет, то даже небольшой дефицит может спровоцировать достаточно активный рост цен. В таком сценарии прибыльность нефтяных компаний на среднесрочном горизонте может ощутимо вырасти, что может позитивно отразиться в том числе на доходах их акционеров.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнение профи», может не совпадать с мнением редакции.