Стартапер провел 50 часов на унитазе ради инвестиций. И поднял нужный чек
Гриффитс — один из трех учредителей австралийской компании Who Gives A Crap, стремящейся улучшить ситуацию с санитарией в развивающихся странах. Саймон вместе с Джеханом Ратнанунгой и Дэнни Александером создал ее в 2012 под влиянием работы с гуманитарными организациями по всему миру — тогда они осознали масштаб санитарной проблемы и ее важность.
Гриффитс считает туалет базовой потребностью человека. «Я не могу себе представить, как я провожу без туалета даже один день, не говоря уже о всей моей жизни», — цитирует его CNBC.
Как сказано на сайте Who Gives A Crap, у 2,4 млрд людей нет доступа к туалету — это примерно 40% населения Земли. Около 289 тыс. детей в возрасте до пяти лет ежегодно умирают от диарейных заболеваний, вызванных плохим водоснабжением и санитарией. Это почти 800 детей в день, или один ребенок каждые две минуты.
Идея пришла в голову Гриффитсу, разумеется, в туалете — было решено начать бизнес по производству средств гигиены. Вместе с Ратнангуой и Александером он разработал экологически чистую туалетную бумагу под названием «Бумага мечты» (Dream Cloth), после чего им понадобились деньги для старта производства. Их было решено собрать с помощью краудфандинга — и сбор обставили максимально оригинально. Ради этого Гриффитс запустил стрим с пустого склада компании, после чего сел на унитаз и объявил, что не сдвинется с места, пока команда не привлечет $50 тыс.
«Я сажусь за то, во что верю — и не встану с места, пока у меня не будет туалетной бумаги», — заявил тогда Гриффитс.
Просидеть пришлось целых 50 часов — но кампания завершилась успешно: фаундеры достигли цели в $50 тыс., необходимых им для удовлетворения первого оптового заказа. И уже в марте 2013 года поставила первую партию бумаги.
Who Gives A Crap отдает половину прибыли на благотворительность
Половину прибыли с каждого товара Who Gives A Crap отдает на строительство туалетов для нуждающихся и развитие систем канализации в местах, где о таких вещах даже не слышали. Основатели компании хотят, чтобы от заболеваний, вызываемых загрязнением воды отходами, страдало меньше людей.
«У двух миллиардов человек до сих пор нет доступа к туалетам — вот поэтому мы жертвуем половину нашей прибыли на то, чтобы помочь обеспечить доступ к чистым туалетам и чистой воде», — говорил Гриффитс.
На сегодняшний день компания пожертвовала на проекты в области санитарии более 10,8 млн австралийских долларов ($7,8 млн). В Who Gives A Crap также нацелились стать углеродно-нейтральной компанией — например, ради этого Гриффитс и его товарищи перенесли производство из Австралии в Китай, поскольку доставлять из КНР в другие регионы в 8-10 раз экологичнее.
Туалетная бумага Who Gives A Crap сама по себе изготовлена из использованной офисной бумаги. Каждый рулон заворачивается в красочную печатную бумагу, а продукция вообще не содержит пластика. Компания раздумывает над тем, чтобы еще больше снизить воздействие на окружающую среду — в частности, использовать исключительно электромобили для доставки заказов.
Теперь Who Gives A Crap станет еще больше — компания привлекла $30 млн инвестиций
С 2013 года проект распространил свою деятельность на США и Великобританию и ряд других стран (всего их около 40), открыл первый европейский склад и готовится к запуску продаж в Канаде. Компания также расширила ассортимент своей продукции: теперь она делает еще и салфетки из бамбука, влажные салфетки, бумажные и многоразовые полотенца из того же материала, что и «Бумага мечты». По словам Гриффитса, сейчас у компании есть несколько новых продуктов в разработке.
Большую часть времени Who Gives A Crap существовала за счет собственных средств, что было крайне необычно для быстрорастущего стартапа. Причина — Гриффитс и его коллеги хотели доказать, что их бизнес-модель действительно работает и быстро становится прибыльной даже для того, чтобы отдавать деньги на благотворительность.
Однако затем Who Gives A Crap начала искать инвесторов. «Чтобы достичь наших амбициозных и даже смелых целей, нам необходимо масштабировать бизнес. Для этого нам нужен дополнительный капитал — вот почему мы начали рассматривать идею привлечения инвесторов», — цитирует Гриффитса LiveMint.
И в начале октября компания привлекла $30,7 млн внешних инвестиций — в том числе от венчурных фондов Verlinvest, The Craftory, Jamjar, Airtree, Grok Ventures, Giant Leap и Athletic Ventures.
«Who Gives A Crap — это впечатляющая история австралийского аутсайдера. Саймон и его команда взяли такую простую вещь, как туалетная бумага — и превратили ее в эффективный бизнес, как в социальном, так и в экологическом плане. Я надеюсь, что других предпринимателей вдохновит их история создания прибыльного, быстрорастущего бизнеса, который также является экологически ответственным», — сказал сооснователь Grok Ventures Майк Кэннон-Брукс.
По словам Гриффитса, приток финансирования позволит Who Gives A Crap помогать большему количеству людей, нуждающихся в санитарной помощи и наконец достичь цели — туалетов и чистой воды для всех. «Когда мы думаем о целях и проблемах, которые мы пытаемся решить… Если мы собираешь сделать это, то нам нужно расти быстрее, чем сейчас, и попытаться вовлечь в это как можно больше людей. Этот капитал поможет нам сократить путь, по которому мы идем и добиться эффекта», — отметил Гриффитс.
Планы у него огромные: Гриффитс уверен, что мир стоит на пороге больших перемен, и скоро социально ответственный бизнес
«В 2010 году Tesla стоила $1 млрд, а углеродная нейтральность была концептом, который использовали лишь небольшие сознательные компании. Многоразовые бутылки и кружки использовали очень немногие. В 2021 году Tesla — самая дорогая автомобильная компания мира, а некоторые крупнейшие бренды, вроде Apple и Nike, планируют добиться углеродной нейтральности. Все используют многоразовые бутылки и кружки. Есть ощущение, что мы переживаем переломный момент в плане развития, этики и ценностей бизнеса. Потребители больше интересуются тем, что и у кого они покупают, чем когда-либо прежде. И мы показали, что потребление изменилось, и рынок капитала тоже видит этот сдвиг», — заключает Гриффитс.
Анализ событий, «распаковка» компаний, портфели топ-фондов — в нашем YouTube-канале