Потанин сравнил аномальные цены на никель с отрицательной ценой нефти
Недавний аномальный взлет цен на никель похож на ситуацию с отрицательными фьючерсами на нефть, которая шокировала рынки в апреле 2020 года, сказал в интервью телеканалу РБК президент, председатель правления ГМК «Норникель» Владимир Потанин.
«Я думаю, что это такое аномальное явление. Его можно, наверное, сравнить с периодом, когда были отрицательные цены на нефть, такая ситуативная история. По такой цене, конечно, никто сейчас никелем не торгует», — сказал он.
Аномальный скачок цен на никель произошел в начале этой недели. За два дня, 7 и 8 марта, цена за тонну цветного металла подскочила до $101 тыс., что почти в два раза выше предыдущего рекорда в $51,8 тыс, установленного в 2007 году. По данным Bloomberg, ажиотажный спрос на металл вызвали опасения по сокращению его экспорта из России на фоне военной операции на Украине и западных санкций.
Потанин добавил, что компания старается не ориентироваться на биржевые цены на металлы и поставлять своим клиентам сырье по тем ценам, которые прописаны в договоре.
«С никелем и палладием мы стараемся действовать таким образом, чтобы, как я уже сказал, потребители получали товар по прогнозируемым для них ценам. Для них это очень важно. И поэтому такого рода действия встречают в основном понимание. У нас почти нет отказов от контрактов», — добавил Потанин, уточнив, что компания предлагает долгосрочные контракты, которые предусматривают более мягкое изменение цены, чем на бирже.
Комментируя параллельный взлет биржевых спотовых цен на газ в Европе (спот — это контракты, предусматривающие расчеты по сделке и поставку товара в очень короткий срок), Потанин сказал, что газ — более политизированный товар. «Ориентация на спот приводит к резкому удорожанию цен для потребителя, это известная история», — добавил бизнесмен.
20 апреля 2020 года цены на нефтяные фьючерсы впервые в истории стали отрицательными, то есть продавцы были готовы доплачивать покупателям. В моменте фьючерсный контракт WTI стоил минус $39,44 за баррель. Это было связано с отсутствием на рынке свободных хранилищ для нефти из-за огромного переизбытка предложения на фоне схлопнувшегося спроса. Вслед за американской нефтью начали дешеветь и остальные сорта, но там до отрицательных цен дело не дошло. Эксперты говорили, что на физическом рынке нефти настолько драматической, как на биржах, ситуации не было.
По словам владельца ГМК, на данный момент компания достаточно дифференцировала свои поставки между Европой, США и Азией. Руководство «Норникеля» рассчитывает, что текущая ситуация не будет ухудшаться, поэтому речи о переводе части своих логистических мощностей с рынков США и Европы на азиатские пока не требуется.
«Рынок глобален, и поэтому возможны любые перестроения. Просто когда мы с одних рынков уходим и больше концентрируемся на других, мы теряем некоторое конкурентное преимущество. Мы становимся более зависимыми от этих рынков. Поэтому мы считаем более правильным сохранять диверсификацию» — считает бизнесмен.
На фоне стремительного роста цен Лондонская биржа металлов (LME) была вынуждена прекратить торги никелем. Запрет на торговлю был сохранен на всю неделю, к тому же биржа отменила все сделки, совершенные 8 марта на сумму $3,9 млрд. Часть хедж-фондов болезненно отреагировали на решение LME об отмене сделок и сообщили о своем уходе с площадки.
При этом аналитики считают, что резкий взлет цен на металл вполне может быть оправдан. «Что мы действительно знаем, так это то, что рынки склонны немного чрезмерно реагировать, — сказал Гэвин Вендт, аналитик консалтинговой компании Mine Life Pty. — Но в данном случае, учитывая неопределенность, трудно говорить о переоценке товара».
Следите за новостями компаний в телеграм-канале «Каталог РБК Инвестиций»