ФРС США подняла ставку до 2,25–2,5% годовых. Как отреагируют рынки
Федеральная резервная система (ФРС), выполняющая функции центрального банка США, второй раз подряд повысила ключевую ставку на 75 базисных пунктов по итогам двухдневного заседания, которое прошло 26–27 июля. Федрезерв решил увеличить процентную ставку по федеральным кредитным средствам (federal funds rate) до 2,25–2,5% годовых. Об этом говорится в пресс-релизе Федерального комитета по открытым рынкам (FOMC). В последний раз в этом диапазоне ключевая ставка США находилась в 2018–2019 годах.
С 1 июня Федрезерев каждый месяц продает казначейские облигации на сумму $30 млрд и ипотечные на $17,5 млрд. В сентябре объем продаж будет увеличен по плану — до $60 млрд для казначейских и $35 млрд для ипотечных бумаг. Ускорение сворачивания баланса не планируется.
ФРС запустила программу выкупа активов QE (quantitative easing — «количественное смягчение») в начале пандемии — в марте 2020 года. Одновременно была снижена ключевая ставка до 0–0,25%. Эти действия обеспечивали приток ликвидности на рынок.
Реакция американских фондовых индексов на решение ФРС на 22:00 мск:
- индекс Dow Jones растет на 1,15%, до 32 126,62 пункта;
- индекс S&P 500 растет на 2,25%, до 4009,54 пункта;
- индекс NASDAQ Composite растет на 3,6%, до 11 988,19 пункта.
В ходе пресс-конференции председатель ФРС Джером Пауэлл заявил, что инфляция все еще находится намного выше цели в 2%, однако ожидается, что цены начнут снижаться в ближайшие месяцы. Также Пауэлл отметил, что на следующем заседании возможно «еще одно необычно большое увеличение ставки». «Это будет зависеть от поступающих данных», — заявил он. По словам председателя ФРС, регулятор стремится к концу текущего года довести ставку до «нейтрального уровня». На прошлой пресс-конференции он говорил, что этот уровень находится в диапазоне 3–3,5%.
Стало ли сюрпризом решение ФРС?
В середине июня 2022 года в ФРС прогнозировали, что ставка достигнет 3,4% к концу 2022 года, 3,8% к концу 2023 года и составит 3,4% по итогу 2024 года, согласно медианному прогнозу.
ФРС ориентируется на макроэкономические индикаторы, когда принимает решение по монетарной политике. В июне уровень безработицы в США оставался стабильным, что говорит в пользу ужесточения монетарной политики. Он составил 3,6% четвертый месяц подряд, а число безработных почти не изменилось — 5,9 млн человек, согласно данным Федерального бюро статистики труда США.
Президент США Джо Байден также подчеркивал, что не видит признаков рецессии в экономике США. «На мой взгляд, у нас не будет рецессии », — приводит его слова Bloomberg. Байден отметил, что уровень безработицы в стране остается исторически низким, поэтому он ожидает переход к устойчивому росту.
Но инфляция в США по итогам июня выросла до новых максимумов за последние 40 лет, до 9,1% в годовом выражении, тогда как эксперты прогнозировали рост только до 8,8%. Это максимальные темпы роста с декабря 1981 года. Базовая инфляция без учета роста цен на продукты и энергоносители замедлилась и составила 5,9% против 6% в мае и мартовского пикового уровня 6,4%, сообщило Министерство труда США.
Инструмент FedWatch от CME Group для оценки ожиданий ФРС по процентной ставке по состоянию на 27 июля показывал 76,3%-ную вероятность роста ставки на 75 б.п. и 23,7%-ную вероятность повышения на 100 б.п. FedWatch основывает прогнозы на фьючерсах на ключевую процентную ставку.
Рынок после публикации данных о рекордной июньской инфляции ожидал, что на июльском заседании ФРС повысит ставку сразу на 100 базовых пунктов, что стало бы самым большим повышением с начала 1990-х годов, писал CNBC. Но впоследствии экономисты Goldman Sachs и другие эксперты допустили, что ФРС выберет меньший шаг для повышения и поднимет ставку на 75 б.п., что также будет максимумом с 1994 года.
«Смягчение инфляционных ожиданий — одна из причин, заставляющих предполагать, что ФРС не станет ускорять темпы повышения ставок, ограничившись 75 б.п. на июльском заседании», — сказал экономист Goldman Sachs Ронни Уокер. Экономисты Goldman Sachs ранее уже прогнозировали повышение ставок на 75 б.п. в июне и июле, затем повышение на 50 б.п. в сентябре и на 25 б.п. — в ноябре и декабре. По их оценкам, в результате ставка по федеральным фондам будет находиться в диапазоне 3,25–3,5% к концу 2022 года.
Некоторые эксперты по-прежнему допускали повышение сразу на 1 п.п., как, например, экономист Nomura Айчи Амемия. Он заявил: «Поступающие данные <...> показывают, что инфляция стала хуже ожиданий ФРС и что спрос остается слишком высоким по отношению к предложению».
Готовы ли рынки ко второму повышению ставки на 75 б.п.
Рынок ожидал повышения ставки на 75 базовых пунктов после публикации данных по инфляции в США, отметил инвестиционный стратег инвесткомпании «Алор Брокер» Павел Веревкин. Так же считает и финансовый аналитик УК «Открытие» Олег Федорович. По его словам, данные по инфляции практически не оставляют ФРС доводов против подъема ставки.
«Это уже учитывается рынками, как и ожидания, что с осени Федрезерв перейдет к более сдержанному повышению ставки — по 25 б.п.», — считает начальник отдела экономического и отраслевого анализа ПСБ Евгений Локтюхов.
«Повышение ставок и ограничение инфляции работает через охлаждение деловой активности», — подчеркнул директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» Владимир Брагин. Он ожидает, что реакция рынка на масштабное повышение ставки сейчас может быть сдержанной, поскольку жесткая политика ФРС является необходимостью. Эксперт отметил, что доходность двухлетних казначейских облигаций США составляет 3,05%, тогда как доходность десятилетних облигаций — 2,8%, то есть можно говорить об инверсии кривой доходности, которая считается сигналом, предупреждающим о рецессии. Исходя из кривой доходности, Брагин отметил, что инвесторы ожидают дальнейшего повышения ставки, что окажет давление на рост экономики США.
Последние данные по промышленному производству и безработице «были вполне приемлемыми, что дает руководству ФРС право полагать, что экономика может выдержать ужесточение кредитных условий», отметил Федорович из УК «Открытие». Однако инвесторы могут негативно воспринять сигналы ФРС о готовности к более агрессивному ужесточению политики, а также ее консервативные оценки состояния экономики, сказал «РБК Инвестициям» Евгений Локтюхов.
«Инфляция в США продолжает ускоряться, провоцируя ФРС на более активные действия, тогда как макроэкономические показатели вызывают опасения из-за возможной рецессии», — пояснил эксперт ПСБ.
«Если рост экономики замедлится больше, чем ожидается, или инфляции начнет замедляться, ФРС может замедлить повышение ставок. Сейчас высока вероятность стагфляции, когда инфляция все еще высока, но в экономике начнется рецессия. В совокупности с падающими ценами финансовых активов такая ситуация может стать для ФРС идеальным штормом, определять денежно-кредитную политику в котором будет особенно сложно», — также добавил аналитик УК «Открытие».
Как котировки будут реагировать на повышение ставки
«Безусловно, «ястребиная» риторика в краткосрочной перспективе будет воспринята рынком как сигнал к продаже. Впрочем, Пауэлл, как всегда, постарается «сгладить углы», яростных распродаж ждать не следует. Среднесрочно индексы NASDAQ и S&P500 будут ниже текущих значений, на рынке по-прежнему сохраняется «медвежий» тренд», — прогнозирует инвестиционный стратег ИК «Алор Брокер» Павел Веревкин.
Среднесрочно в ПСБ сохраняют негативный взгляд на американский фондовый рынок : «По нашим оценкам, вероятность вхождения экономик США и еврозоны в рецессию уже к концу этого — в начале следующего года очень высокая, чего рынки развитых стран не учитывают. Свою лепту в ухудшение ситуации в финансовом секторе, безусловно, внесет и ФРС, пока твердо намеренная повышать ставку и стремящаяся изъять часть стимулов. Мы ждем ухода S&P500 до конца года в зону 2500–2800 пунктов».
Реакция рынков на повышение ставки на 75 б.п. будет ограниченной, хотя при росте ставки на большую величину была возможна негативная реакция, сказал Олег Федорович из УК «Открытие». В среднесрочной перспективе ужесточение денежно-кредитной политики приведет к сокращению ликвидности в экономике, что может привести к дальнейшему падению котировок на финансовых рынках, но динамика фондового рынка пока отходит на второй план, считает Федорович.
Рынки будут в большей степени реагировать на ход сезона корпоративной отчетности и статистику, а не на предсказуемое решение ФРС, ожидает Евгений Локтюхов: «Эти данные способны показать, насколько устойчивы бизнес и экономика в целом к сочетанию затягивающейся фазы повышенной инфляции, поддерживаемой в значительной степени геополитикой, и повышению ставок в развитых странах».
Достигла ли инфляция пика и как высоко может поднять ставки ФРС
ФРС не давала прогноз по верхнему значению ставок, а чтобы обуздать инфляцию, их, возможно, придется поднимать выше уровня ожиданий рынка, считает Олег Федорович. По его словам, текущая инфляция обусловлена не только монетарными факторами, но также нарушением логистических цепочек, ограничениями из-за коронавируса, «санкционными войнами», то есть тем, что сложно прогнозировать. И динамика ставки будет зависеть в основном от инфляции и роста экономики, полагает аналитик.
Павел Веревкин считает, что период, когда ФРС могла запросто побороть инфляцию через повышение ставки до 2,5%, остался далеко позади. По его словам, разрыв между необеспеченным спросом и предложением товаров и услуг огромный, и для обуздания инфляции ФРС пришлось бы обвалить спрос минимум на 8–10%.
«Это можно сделать только через «ограниченную рецессию», или, как заявляют американские чиновники, мягкую посадку экономики. Рост ставки выше 4% выглядит очень опасным, в первую очередь для долгового рынка США», — отметил Веревкин.
Евгений Локтюхов ожидает, что пик инфляционного давления на развитые экономики может быть пройден осенью, если не будет «новых шоковых санкционных решений» от западных государств. По его мнению, этим летом проинфляционное влияние стимулов, которые США и Европа вводили в ходе коронакризиса, должно ослабнуть. «Останутся лишь факторы перегретых рынка труда и финсектора, а также дисбалансы в логистике и геополитическая составляющая», — полагает Локтюхов.
По его словам, первый фактор по мере торможения мировой экономики также должен постепенно сойти на нет благодаря повышению ставок. «Уровень ключевой ставки в 2,5–3% для США мы считаем оптимальным для постепенной нормализации инфляционного фона при сохранении экономической стабильности», — отметил он.
Локтюхов считает, что ФРС попытается нивелировать проблемы с логистикой и удорожание энергоносителей из-за геополитики более активным повышением ставки, но это может привести к драматическому ухудшению ситуации в экономике. По его словам, рынки ожидают, что с осени ФРС будет планомерно изымать ликвидность и в 2023 году повысит ставку до 4%. «Но с нашей точки зрения, столь сильное ужесточение в условиях тенденции к охлаждению деловой активности несет большие риски, вплоть до наступления очередного финансового кризиса», — рассказал эксперт.
Термин, обозначающий вероятность быстрой продажи активов по рыночной или близкой к рыночной цене. Подробнее Макроэкономический термин, обозначающий значительное снижение экономической активности. Главный показатель рецессии – снижение ВВП два квартала подряд. Основной инструмент денежно-кредитной политики центрального банка страны. Это процентная ставка, которая определяет минимальную стоимость денег в стране, влияет на ставки кредитов, депозитов, размер купона торгуемых облигаций. Центробанк воздействует на инфляцию и валютные курсы, изменяя ключевую ставку. Например, если ключевая ставка повышается, то кредиты и депозиты становятся дороже, а инфляция сдерживается. Фондовый рынок — это место, где происходит торговля акциями, облигациями, валютами и прочими активами. Понятие рынка затрагивает не только функцию передачи ценных бумаг, но и другие операции с ними, такие, как выпуск и налогообложение. Кроме того, он позволяет устанавливать справедливое ценообразование. Подробнее