Активность сделок с компаниями-пустышками в США упала до нуля

Июль стал первым месяцем за пять лет, когда новые специализированные компании по слияниям и поглощениям (SPAC) в США не смогли привлечь деньги от инвесторов, сообщило издание The Wall Street Journal. Такого не наблюдалось с февраля 2017 года.
Специализированные компании по слияниям и поглощениям были одной из самых популярных инвестиций на Уолл-стрит в начале 2021 года вместе с криптовалютами, мемными акциями и другими спекулятивными активами.
Раньше многие стартапы использовали для выхода на биржу слияние с компаниями-пустышками. Это делали, например, производители электрокаров Nikola и Polestar, аэрокосмическая компания Virgin Galactic и бумекерская компания DraftKings. Пик IPO SPAC пришелся на март 2021 года, когда они привлекли от инвесторов более $36 млрд.
SPAC (Special purpose acquisition company) — специальные технические компании для вывода непубличных компаний на биржу. Они не ведут операционной деятельности, а создаются для слияния с какой-либо частной компанией, которая хочет попасть на биржу в обход традиционного IPO.
SPAC проводит собственное первичное размещение акций на бирже, привлекая средства инвесторов вслепую. Их IPO называются blank-check («пустые чеки»). Покупая такие акции, инвесторы де-факто приобретают воздух. Однако в перспективе это может окупиться, если руководители SPAC договорятся о слиянии с перспективной частной компанией. Для этого у компании-пустышки есть два года с момента IPO (реже — 18 месяцев). По истечении дедлайна SPAC ликвидируется, а деньги возвращаются инвесторам.
Некоторые стартапы, которые ранее согласились стать публичными путем объединения со специализированными компаниями, отменяют сделки и предпочитают собирать деньги инвесторов в частном порядке, пишет издание. Некоторые из них уже были приобретены другими компаниями. Теперь те, кто выводил SPAC на биржу, могут потерять много денег, если не смогут найти компании для слияния.