Евросоюз раскрыл детали иска группы Мосбиржи по обжалованию санкций
Европейский союз опубликовал содержание иска Национального расчетного депозитария (НРД, входит в группу Мосбиржи) о снятии блокирующих санкций в Официальном журнале ЕС. Первым на это обратил внимание телеграм-канал The Sanctions Law.
НРД подпал под санкции Евросоюза 3 июня. В ЕС заявили, что это крупнейший депозитарий ценных бумаг России, он играет ключевую роль в функционировании российской финансовой системы и связях последней с международной системой, «следовательно, прямо или косвенно включен в деятельность, политику и ресурсы российского правительства». До этого НРД был под ограничениями международных депозитариев Euroclear и Clearstream, где у него есть счета.
НРД приводит в иске четыре основных довода:
- Совет ЕС недостаточно обосновал необходимость принятия санкций;
- Допустил ошибки в оценке фактических обстоятельств и опирается на неверные факты;
- Последствия, вызванные действиями Совета ЕС, непропорционально ограничили основные права истца, защищенные нормами Хартии основных прав Евросоюза, в частности статьями 16 и 17;
- Истец считает санкции против него незаконными, поскольку Совет ЕС не смог соблюсти требуемый стандарт доказательств.
«Заявлены как классические аргументы, так и сопутствующие — «для веса», как, например № 3. Чем хуже у Совета ЕС с доказательствами и обоснованием вышеуказанных моментов, тем у первой инстанции Суда ЕС больше шансов пойти навстречу НРД», — сказал «РБК Инвестициям» адвокат, партнер адвокатского бюро NSP Сергей Гландин, указав, что приведенные в иске тезисы имеют юридические перспективы.
Ранее управляющий директор по комплаенсу и этике бизнеса Московской биржи Ирина Грекова говорила в интервью «РБК Инвестициям», что структура акционеров наглядно показывает, кто на самом деле владеет организацией. «Если посмотреть внимательно на структуру акционеров Московской биржи, более 60% представляет собой free-float, акциями Московской биржи владеют и российские, и иностранные акционеры. Вопрос контроля является принципиальным, соответственно, мы приводим необходимые доводы и также показываем все эти основания и структуру владения детально», — объяснила она.
Сергей Гландин отметил, что аргумент о структуре владения включен во второй пункт о неверной оценке фактов: «Если присмотреться — этот довод «зашит» в аргумент № 2 про ошибки Совета ЕС в оценке фактической ситуации НРД как соответствующей критериям, по которым можно вводить санкции».
При этом в иске не говорится о нарушении прав частных инвесторов, поскольку процессуальной стороной является НРД. «Частные инвесторы, поскольку их права затронуты лишь косвенно, в теории имеют право ходатайствовать о вступлении в дело в качестве третьих лиц на стороне истца. Однако ответчик может возражать на такое вступление, когда последнее слово остается за судом — разрешить им или нет вступить в дело», — объяснил Гландин.
Национальный расчетный депозитарий 12 августа обратился с иском об отмене санкций в Суд Европейского союза в Люксембурге. «Цель иска — доказать неправомерность и необоснованность включения НРД в санкционные списки ЕС, в результате которого пострадали российские и иностранные инвесторы», — пояснили тогда представители Мосбиржи.