Инвестиции
Мнение профи·
0
0

Спасительная гавань: могут ли защитить акции продуктовых ретейлеров

Как внешнеторговые ограничения отразились на бизнесе продуктовых ретейлеров и что будет с рынком — в колонке руководителя управления аналитики и премиального обслуживания сервиса «Газпромбанк Инвестиции» Андрея Ванина
Открытие сетевого магазина «Чижик» X5 Retail Group в Москве, 29 октября 2020 года
Открытие сетевого магазина «Чижик» X5 Retail Group в Москве, 29 октября 2020 года (Фото: Александр Щербак / ТАСС )

Материал носит исключительно ознакомительный характер и не содержит индивидуальных инвестиционных рекомендаций.

После февральских событий и ухода ряда брендов розничный продуктовый ретейл также перестраивает логистику и работу с ассортиментом. По данным аналитического агентства Calltouch, в конце августа около 15% россиян отметили значительное уменьшение ассортимента в супермаркетах. Однако продуктовые ретейлеры чувствуют себя намного лучше остальных и готовы активно развиваться — по данным агентства Nikoliers, они остаются главными арендаторами складских комплексов, сменив онлайн-маркетплейсы, которые увеличивали свои мощности в пандемию.

Акции X5 Group выросли на фоне роста выручки на 19%
X5 Retail Group , Ретейл , Россия
Фото:Shutterstock

Что говорят котировки

Акции ретейлеров традиционно считаются защитными активами, устойчивыми к росту инфляции, которая формально является фактором роста их доходов. Так происходит и сегодня — например, «Магнит» активно наращивает выручку, и за ним следует X5 Group. Несмотря на то что и их акции не удержались в феврале, наблюдается курс на восстановление. Драйвером стали позитивные отчеты компаний.

Так, чистая прибыль «Магнита» за второй квартал 2022 года увеличилась на 75% — на ₽21,1 млрд. Компания не только эффективно управляет операционными расходами, но и получает прибыль от курсовой разницы. Сопоставимые продажи также выросли на 12,6% — это может говорить и о том, что население старается запасать больше продуктов.

X5 Group отчиталась за третий квартал, и ее показатели тоже растут: совокупная выручка поднялась на 19,5%, а сопоставимые продажи (то есть без учета новых магазинов) — на 12,4%. Совокупное количество магазинов увеличилось на 23,1% при снижении торговой площади на 23% — из-за закрытия гипермаркетов. Выручка нового сегмента дискаунтеров «Чижик» выросла в 13 раз, а его доля в совокупной выручке увечилась в два раза и теперь составляет 2%. Показатели «Ленты» за сопоставимый период несколько хуже — формат гипермаркетов продолжает стагнировать, и если раньше компания обгоняла конкурентов по маржинальности, то теперь первенство перешло к X5 Group.

Несмотря на это, судя по динамике акций, рынок уверен в отечественном ретейле: спрос в этом сегменте не снижается, а ориентация на внутреннего потребителя делает его бизнес устойчивым и востребованным вне зависимости от внешнеэкономических обстоятельств.

Динамика акций «Магнита», X5 Group и «Ленты» за последние пять лет. После эмоциональных просадок на фоне новостей котировки всегда восстанавливаются
Динамика акций «Магнита», X5 Group и «Ленты» за последние пять лет. После эмоциональных просадок на фоне новостей котировки всегда восстанавливаются (Фото: TradingView)

Кто из участников рынка изменит стратегию

Однако предпочтения покупателей меняются: согласно данным «Азбуки вкуса», спрос на премиум-сегмент в этом секторе начал стремительно падать на фоне массового отъезда целевой аудитории из России, а также снижения иностранного туристического потока. Представители «Азбуки вкуса» отмечают, что такое снижение не критично для их бизнеса и они не рассматривают изменение стратегии. Чего не скажешь о других участниках рынка.

«Магнит» вышел на рынок дискаунтеров, став лидером по числу открытых точек: на данный момент у него в два раза больше магазинов «Моя цена» по итогам второго квартала, чем у ближайшего конкурента — сети «Чижик» в структуре X5 Group. Последняя, в свою очередь, фактически меняет гипермаркеты «Карусель» на дискаунтеры «Чижик». Доказывают популярность формата и цифры: в первом полугодии средний чек новой сети оказался выше, чем у «Пятерочки» и «Перекрестка». У компании запланировано открытие более чем 400 дискаунтеров до конца этого года. В долгосрочной перспективе дискаунтеры X5 Group и «Магнита» могут занять сопоставимую долю рынка.

Что касается «Ленты», из-за существенного роста издержек компания теряет свою привлекательность в секторе продуктового ретейла. Об этом говорит последний отчет компании: чистая прибыль в третьем квартале снизилась на 69%, а за девять месяцев — на 51%. Расходы в третьем квартале выросли на 10%, а за девять месяцев — на 32%. Частично причина в том, что компания приобрела сети магазинов BILLA, «Семья» и сервис по доставке продуктов на дом «Утконос», но проблема и в формате, который постепенно теряет популярность — на первый план выходят дискаунтеры и магазины формата «у дома».

Распределительный центр магазинов «Магнит» в Краснодаре
Распределительный центр магазинов «Магнит» в Краснодаре (Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС )

Вытеснят ли дискаунтеры традиционный ретейл

Изначально «Пятерочка» и «Магнит» и были дискаунтерами, но с ростом благосостояния граждан они менялись: наращивали ассортимент и меняли дизайн. Однако во время пандемии коронавируса доходы населения начали падать, а магазины с низкими ценами — популяризироваться.

Вероятно, на фоне текущих экономических условий в ближайшие три года дискаунтеры могут занять до 35% рынка. Однако вряд ли традиционные супермаркеты и магазины у дома будут конкурировать в ближайшие годы, поскольку сейчас они сфокусированы на общей цели — познакомить потребителя с новым для него форматом и повысить узнаваемость новых брендов.

Что касается планов «Магнита» и X5 Group, компании заявляют, что продолжат развивать как дискаунтеры, так и флагманские сети параллельно — количество магазинов «Пятерочка» и «Перекресток» по-прежнему будет расти. В связи со снижением благосостояния населения, а также ростом инфляции можно предположить, что ценные бумаги  этих компаний останутся спасительной гаванью для российских инвесторов.

Сложнее ситуация состоит с «Лентой». Гипермаркеты — пока все еще основной формат для «Ленты». Компания отстает в развитии от конкурентов из-за позднего переключения на формат «у дома» и отсутствия стремительно развивающегося направления дискаунтеров. Вероятно, в ближайшее время «Лента» будет работать над адаптацией к изменившимся рыночным условиям.

«Лента» LENT
1 032,5 (-0,86%)
Все время
График...

Финансовый инструмент, используемый для привлечения капитала. Основные типы ценных бумаг: акции (предоставляет владельцу право собственности), облигации (долговая ценная бумага) и их производные. Подробнее
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Новости
Как ставка на США и ЕС губит бизнес автоконцерна Stellantis
Как узнать, есть ли кредит на человеке: 5 способов проверить09 ноя, 11:00·0
Как оплатить налог на имущество до 2 декабря: пошаговая инструкция09 ноя, 10:00·0
Названы 10 облигаций с доходностью до 22% и защитой от ослабления рубля09 ноя, 09:00·0
<p>Дональд Трамп</p>
«Станет богаче, чем когда-либо». Как Трамп заработал на выборах
У «Роснефти» рекорд по промежуточным дивидендам. Сколько она заплатит08 ноя, 22:26·0
Переток средств из акций в облигации и ПИФы вырос до ₽42 млрд в октябре08 ноя, 19:32·0
Т-Банк улучшил условия по накопительным счетам до 15% годовых08 ноя, 19:15·0
МКБ повысил ставку по вкладу на сроке полгода до 24% годовых08 ноя, 18:07·0
10 стран с самыми большими запасами золота: названы адреса золотохранилищ08 ноя, 17:59·0
ЦБ понизил официальные курсы доллара США и евро08 ноя, 17:50·0
Bloomberg сообщил о снижении популярности стратегии Trump Trade на рынках08 ноя, 16:33·0
NVIDIA стала первой в мире компанией с капитализацией более $3,6 трлн08 ноя, 16:17·0
Актив черного дня: как страхи раскручивают цены на золото — The Economist