«Не так сложно, как кажется»: что такое ЦФА и как их выпускать
Цифровые технологии получили широкое распространение во многих развитых странах. Выпуск разных видов цифровых активов — новая тенденция на финансовом рынке. Но, несмотря на этот общемировой тренд, многие относятся к нему недоверчиво, переживая за стабильность традиционной модели экономики.
Цифровые финансовые активы (ЦФА) получили в России свое первое законодательное регулирование более двух лет назад, но до сих пор обращение ЦФА носит единичный характер. Нам кажется, что российский бизнес и инвесторы необоснованно обходят стороной этот новый способ инвестирования.
Традиционно собственники привлекают финансирование для бизнеса с помощью продажи акций и облигаций, заключения договоров займа и использования иных известных способов. ГК «ВТБ Факторинг» опрашивала представителей бизнеса о готовности выпускать цифровые финансовые активы: 57% респондентов отказались бы от этой идеи именно ввиду плохой осведомленности о сущности и процессе выпуска ЦФА. И причина таких результатов — отсутствие понятной дорожной карты о работе с ЦФА для бизнеса. В этой небольшой заметке мы постараемся объяснить, что такое ЦФА и кому они могут быть полезны.
Цифровые финансовые активы: различия и сходства с привычными биржевыми бумагами
В общем смысле, цифровые активы — это те же акции, облигации , финансовые инструменты, которые существуют в двоичном формате, которыми вы можете владеть и распоряжаться.
ЦФА — это цифровые права, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, то есть блокчейна.
Такие цифровые права могут быть установлены в отношении:
- денежных требований;
- возможности осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам;
- прав участия в капитале непубличного акционерного общества;
- прав требовать передачи эмиссионных ценных бумаг.
Если упростить, то ЦФА — это цифровые аналоги акций, облигаций, займов и векселей, существующих в информационной системе. Они могут быть гибридными, то есть обеспеченными одновременно несколькими активами: денежными требованиями, ценными бумагами, товарами, услугами и так далее.
Но если мы говорим об аналогах, то чем ЦФА привлекательнее акций и облигаций, для которых уже существует понятный механизм работы? Для собственников таких активов различия видятся сугубо формальными, но лица, выпускающие активы, смогут почувствовать разницу.
К примеру, обращение облигаций сложилось таким образом, что финансирование привлекается только на долгосрочные периоды и на крупные суммы. Это связано со сложностью выпуска облигаций, что в совокупности может занять до года. Кроме того, выпуск «стандартных» облигаций требует больших расходов на оплату услуг депозитария и брокера. ЦФА, обеспеченные денежными требованиями, можно выпустить в течение месяца, что позволит диверсифицировать размер сумм, которыми они обеспечиваются.
Поскольку по сути разницы нет, то ЦФА в данном случае — это привлекательный инструмент, наиболее простой в реализации.
Аналогично, с точки зрения сути, ЦФА, обеспеченные правами по эмиссионным ценным бумагам, и сами эмиссионные ценные бумаги отличаются только формой — цифровая для ЦФА, бездокументарная для ценных бумаг . При этом ЦФА обладает рядом преимуществ перед эмиссионными ценными бумагами:
- сокращение расходов на посредников;
- повышение ликвидности активов, выпускаемых в форме ЦФА;
- возможность дробления активов (допускается приобретение части акции);
- возможность создания гибридных активов.
Владельцы цифровых акций также будут иметь корпоративные права и смогут принимать участие в управлении обществом — голосовать по вопросам его хозяйственной деятельности.
Что нужно знать о выпуске ЦФА: три шага для компаний
При всех описанных преимуществах остается актуальным вопрос, что нужно сделать, чтобы выпустить и продать ЦФА.
Шаг № 1
Все операции с ЦФА должны отражаться в соответствующей информационной системе (ИС). Поэтому, первый шаг для выпуска ЦФА — создание ИС, то есть вебсайта с использованием технологии блокчейн.
Шаг № 2
ИС для ЦФА должна соответствовать следующим требованиям:
- эксплуатироваться лицом, наделенным статусом оператора этой ИС. Статус присваивает Банк России после тщательной проверки;
- функционировать только в соответствии с правилами ее работы, утвержденными ЦБ, — правила устанавливают, как вносятся изменения в ее алгоритмы, записи о ЦФА и ведется учет ЦФА и так далее.
Следовательно, второй шаг для выпуска ЦФА — регистрация оператора и правил ИС.
Шаг №3
Данные о выпуске, эмитенте, владельце и обращении ЦФА вносятся в ИС. Сами сделки купли-продажи и иные сделки с ЦФА совершаются через другого оператора — оператора обмена ЦФА, включенного в реестр ЦБ. Сделки с ЦФА совершаются либо путем сбора и сопоставления оператором обмена ЦФА заявок, либо путем участия самого оператора обмена в сделке с ЦФА в качестве стороны такой сделки в интересах третьих лиц. Формально, оператор обмена выполняет роль брокера. Третий шаг — заключение сделок в ИС с помощью оператора обмена.
Владельцу ЦФА присваивается уникальный код для доступа к ИС, с помощью которого он может как получать информацию о ЦФА, так и распоряжаться ими. Весь цикл жизни ЦФА проходит в цифровом мире в виде данных и записей, заносимых в ИС, а не на бумажном носителе.
Плюсы ЦФА для бизнеса и инвесторов
Что получит бизнес от выпуска ЦФА:
- высокую скорость выпуска и размещения;
- низкие расходы на выпуск и размещение;
- надежность защиты данных о ЦФА благодаря использованию технологии блокчейн;
- сокращение сроков получения финансирования для бизнеса;
- выход на новые рынки финансирования.
Что получит инвестор:
- высокую скорость приобретения и продажи;
- низкие расходы на услуги брокера, то есть комиссии;
- надежность защиты данных о ЦФА благодаря использованию технологии блокчейн.
ЦФА — это не рисковый инструмент для инвестиций, а новая и современная форма хорошо знакомых нам инструментов. Государство продемонстрировало свою готовность вкладываться в развитие цифровой сферы. Полагаем, что при небольших доработках законодательства через некоторое время рынок ЦФА станет для нас таким же привычным, как и фондовая биржа .
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнение профи», может не совпадать с мнением редакции.