«Яндекс» увеличил выручку в полтора раза и вернулся к прибыли
«Яндекс» опубликовал отчетность за четвертый квартал и 12 месяцев 2022 года. Компания показала рост ключевых показателей: общая выручка по итогам года составила ₽521,7 млрд (+46% год к году), а чистая прибыль — ₽47,6 млрд при убытке ₽14,6 млрд годом ранее.
В пресс-релизе «Яндекса» отмечается, что за год компании удалось повысить операционную эффективность. Маржинальность по скорректированной EBITDA составила 12,3%, а скорректированная чистая прибыль — ₽10,8 млрд. После публикации отчетности акции «Яндекса» в моменте подорожали на 2,25% (с ₽2002,4 до ₽2048) и отыграли утреннее падение.
Компания зафиксировала рост выручки во всех основных направлениях бизнеса. Сегмент «Поиск и портал» принес ₽224,7 млрд (+38% год к году), «Райдтех» — ₽121,9 млрд (+43%), E-commerce — ₽101,2 (+67%), «Плюс и развлекательные сервисы» — ₽31,8 млрд (+73%), прочие сервисы доставки — ₽43,9 млрд (+89%), сервисы объявлений — ₽12,3 млрд (+33%).
Кроме того, выросли операционные показатели «Яндекса». Количество поездок через сервисы мобильности компании в четвертом квартале выросло на 17% год к году. Товарооборот на платформах доставки увеличился в 1,6 раза. Число подписчиков «Яндекс.Плюс» с первого квартала 2021 года по четвертый квартал 2022-го выросло в 2,2 раза, до 19,3 млн. Развлекательные сервисы компании («Музыка» и «Кинопоиск») занимают первые позиции по объему аудитории.
«Яндекс» не стал давать финансовый прогноз на краткосрочную и среднесрочную перспективу из-за высокой неопределенности. «Драйвером роста бумаг могли бы быть разъяснения по процессу смены юрисдикции. В части бизнеса стоит отметить то, что «Яндекс» является бенефициаром ухода иностранных технологических компаний», — говорит аналитик «Альфа-Капитала» Юлия Мельникова.
В 2022 году компания начала корпоративную реструктуризацию. Совет директоров Yandex N.V. (головная структура для компаний «Яндекса») рассматривает возможность разделения бизнеса на российское и зарубежное направления. «Конкретных сроков по реструктуризации не объявлено, к тому же в любом случае решение должно быть одобрено акционерами», — отметила Мельникова.
Бизнесы автономных автомобилей, облачных технологий, образовательных сервисов и платформы по разметке данных продолжат работу на российском рынке, но международные части этих направлений будут выделены в самостоятельные компании под управлением нидерландской Yandex N.V. Контроль над российским направлением получит местный менеджмент.
Кроме того, компания продала медийные активы («Яндекс.Новости» и «Дзен»), которые перешли под управление VK.
В УК «Открытие» позитивно оценили представленную отчетность. «В дальнейшем мы ожидаем сохранения устойчиво благоприятной динамики на рынке рекламы и сильных результатов «Яндекса» так же и в текущем году», — сообщила портфельный менеджер УК «Открытие» Ирина Прохорова. При этом важным моментом станет разрешение вопроса с изменением структуры собственности и корпоративного управления группы. Геополитическая напряженность обусловила сложности для ведения бизнеса в его текущей конфигурации. Условия выделения активов представляют основной риск для акционеров, отметила эксперт.